Особую любовь художник-реалист Николай Петрович Богданов-Бельский питал к жанровым сюжетам, а именно тем, где главную роль играют простые крестьянские дети. Вот и картина «Виртуоз» представляет нам не строго одетого музыканта со скрипкой в концертном зале, а юного деревенского музыканта, благодарными слушателями которого стали ещё четверо таких же крестьянских ребят, уютно расположившись на живописной залитой солнечным светом поляне, окружённой берёзами.
Написанный в несколько импрессионистической манере пейзаж ещё больше сосредотачивает внимание зрителя на персонажах картины. Парнишка-балалечник в пёстрой свободной рубахе что-то играет – по его напряжённому лицу можно заметить, как он старается. Лица же благодарных слушателей выражают абсолютно разные эмоции – мальчик в клетчатой рубахе довольно улыбается, рядом сидящие ребята демонстрируют неподдельную заинтересованность, а рослый мальчишка в красной рубахе и вовсе встал – то ли в пляс готовый пуститься, то ли просто заслушавшись.
Необычайным спокойствием и созидательностью пропитана эта картина – этакая сельская пастораль, где в центре внимание уютный и беззаботный мир детей. Будучи внебрачным сыном батрачки, мастер знал этот мир очень хорошо и с удовольствием раскрывал его перед зрителем, открывая ему сентиментальную красоту и очарование крестьянского детства.
Замечательную живопись Богданова-Бельского стоит поставить на отдельный пьедестал. Как абсолютно все работы подобной тематики, так и отдельно взятый «Виртуоз» источают тепло, любовь и неподдельную доброту. И, кажется, до сих пор льётся с холста незатейливая мелодия крестьянского балалаечника, увлекая своих юных слушателей.
1891 г. Холст, масло. 129 x 159 см. Государственный музей искусств Грузии.
РОМАНС
Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!
Не повторяй мне имя той,
Которой память - мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.
Не воскрешай, не воскрешай
Меня забывшие напасти,
Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.
Иль нет! Сорви покров долой!..
Мне легче горя своеволье,
Чем ложное холоднокровье,
Чем мой обманчивый покой.
1834
Денис Давыдов. Романс.
Стихотворение написано в 1834 году и посвящено дочери Пензенского помещика Евгении Золотаревой.
Любовь к молоденькой соседке явилась для стареющего поэта Давыдова величайшим испытанием и
несказанным счастьем. Благодаря ей наследие поэта обогатилось большим лирическим циклом, который был столь талантлив и музыкален, что почти все произведения, которые Давыдов посвятил Золотаревой,
были впоследствии положены на музыку.
Основная мысль стихотворения - отрицание возможности любовной связи между поэтом и предметом его
страсти, пессимистическое угасание старости и противопоставление ей молодой красоты возлюбленной.
Поэт-герой устал, ему трудно вновь броситься в омут чувств, он просит судьбу:
"Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай."
Усталость от эмоий, от любви передает множество отрицательных глаголов в повелительном наклонении:
"Не пробуждай", "не возвращай", "не повторяй", "не воскрешай". Впечатление усиливается анафорой: "Не пробуждай, не пробуждай...", "не возвращай, не возвращай".
Состояние угнетенности выразить сравнение "как на чужбине песнь отчизны изгнаннику земли родной".
Но в то же время, романс заканчивается оптимистично, автор считает, что "легче горя своеволье", чем "обманчивый покой", таким образом, цепочка отрицаний заканчивается единственно возможным выводом из сложившейся ситуации, который рисует себе автор.
Стихотворение написано, четырехстопным ямбом, с использованием стоп их двух безударных слогов для придания мягкости, повествования, в тексте используется кольцевая рифмовка, характерная для русского романса.