герасим не согнулся под тяжестью страданий, сумел в крепостническом рабстве найти в себе силы сохранить лучшие человеческие качества и остаться самым замечательным, самым значительным человеком среди окружавших его людей.
герасим — центральный персонаж повести и. с. тургенева "муму» (1852)
немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий богатырь, огромного роста и необыкновенной силы.
герасима, жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы.
татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. герасим хотел кому-то , кого-то защищать и увидел, что татьяна нуждается в защите. он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
лишенный возможности общаться с людьми, герасим понимал их, чувствовал отношение к себе, улавливал настроение людей. он смог оценить доброту татьяны, старался защищать ее. потеряв татьяну, герасим всю душу отдавал муму, заботился о ней и берег ее.
тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. герасим протестует не просто против приказа барыни утопить муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
публикацией своего рассказа тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу. тургенев словно любуется герасимом, его силой и жадностью к труду. тургенев говорит о торжественности неистомной работы герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
крестьянские работы тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. он привык делать больше.
тургенев сравнивает герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо» ; герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь» .
и. с. тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его силу. а также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.
давно спорят, почему герасим выполняет приказ барыни утопить муму, а затем без разрешения уходит в деревню. в этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей и. с. аксакову, который считал г. символом народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
в повести "ночь перед рождеством" рассказывается о кузнеце вакуле,который был влюблен в оксану.но оксана была гордой и поставила вакуле условие-чтобы он принес ей черевички императрицы екатерины великой.вакула сильно ее любил,и пошел в россию за черевичками.он сумел обдурить черта,когда тот вскочил ему на шею,он ловко ухватил его за хвост и сам оседлал его,приказав везти его прямо во дворец к екатерине.черт сначала отказывался но вакула стал грозить ему крестом и черт его к самой екатерине.там он смело и вежливо изложил цель своего прибытия и екатерина великая дала ему свои черевички.
в это время в деревне пошли слухи,что вакула от любви наложил на себя руки.оксана за него беспокоится,но увидев кузнеца живым,она так радуется,что даже отказывается от черевичек.вскоре они женятся.
Печей русских у нас давно нет, а поговорка живет. Потому что это легко: пользоваться результатами чужого труда. Списал решение трудной задачи у отличника - нет риска, что решил неправильно. И время на не зря: вместо домашнего задания компьютерными игрушками занимался. Мать в комнате убрала, пирогов напекла - можно ребят пригласить. Бабушка просила посуду помыть, нездоровится ей. Сказал:"Потом". И на улицу. Пришел - все сделано.
Легко чужими руками все делается! Подговорил приятелей доску мылом натереть, чтобы сорвать урок. Им влетело, а ты не причем. А ведь это ты не выучил эти "Пифагоровы штаны", а тебя как раз спросить должны были...Вот и получается прямо по поговорке: жар чужие руки жжет, а ты вне опасности.
Это очень распространенная практика.Мы часто и не замечаем, как перекладываем наши обязанности на других. (Даже задание по данной поговорке не с самостоятельного поиска выполняется, а простым обращением в Школьные знания: "Люди ").