1.В "судьбе" туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство:кажется,что тучи,как и поэт,-изгнанники.Такой прием есть в фольклоре.Но вскоре нам становится ясно,что сходство между "судьбой" туч и судьбой поэта мнимое:у них много различий,чем сходств.
3.У М.Лермонтова настроение скучное,унылое. Если "вечно холодные",значит автор писал стихотворение в осеннию пору.
Стихотворение написано в жанре философской лирики.
Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.
Философская лирика – это как правило произведение, написанное профессиональным писателем, философом, сочетающий в себе соблюдение всех литературных правил по написанию стихов (рифма, олицетворение и т. д. ) и скрытый смысл (кроме понятного основного) . Скрытый смысл раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, или после произошедшего события (стих - пророчество) .
Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники» : гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению» .
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную» . Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера» :
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания» , они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные» .
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания» ! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую» . В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.
Королевич Елисей яркий персонаж из сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Королевич Елисей в сказке характеризуется, как персонаж который ради любви к царевне был готов преодолеть любые трудности и преграды. Елисей в сказке сильный, мужественный и самое главное преданный человек. В сказке королевич Елисей настойчиво продолжает искать свою пропавшую невесту. Елисей искренне переживает из-за разлуки с ней.Королевич после многих усилий всё таки нашёл свою возлюбленную, но она была мертва. Своей любовью он смог оживить спавшую мёртвым сном царевну. Конечно же в конце сказки королевич Елисей и Царевна поженились.
Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.
За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной грудью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев...».
Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одновременно в противоборстве между собой. Пейзаж Кавказа вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Такое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами обители, и вот он на свободе. В дикой природе юноша видит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
М. Ю. Лермонтов наделяет героя понимать, видеть, тонко чувствовать и любить природу, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаждается живописным пейзажем, отдыхая от мрака монастыря.