жил-был мальчик дмитрий игоревич. это потому, что его звали митя, а его папу — дядя игорь.
однажды митя и его папа пошли на речку смотреть корабли. идут, а навстречу — собака. здоровенная! пятнистая, с длинными ушами и бородой.
— здорово похожа на пойнтера, — сказал митя.
— просто вылитый эрдель, — заметил папа.
собака остановилась и стала на них смотреть.
— сейчас кусаться будет, — решил митя.
— вот еще, — сказала собака. — других дел, что ли, у меня нет?
митя и папа тоже остановились. от удивления.
— извините, , — сказал митя воспитанным голосом. — разве собаки умеют разговаривать?
— обязательно, — грустно сказала собака. — но только в самом крайнем случае.
— а у вас что, уже крайний случай?
— да, — сказала собака совсем грустно. — я ищу своего человека. скажите, , здесь случайно не пробегал мой человек?
— а он какой из себя?
— о! — сказала собака и улыбнулась. — мой человек — он такой красивый! кудрявый и с длинным носом. в его доме полно уютных углов, в которых можно подремать. на ужин мой человек ест огромные котлеты. а еще у него удобные колени, куда всегда можно уткнуться мордой. он играет на гитаре и поет задумчивым голосом.
— да это же просто вылитая дарья павловна! — воскликнул митя, и все втроем они побежали к ней.
уже издалека слышалось, как дарья павловна играет на гитаре и поет задумчивым голосом песню про далекую звезду.
— , дарья павловна! — погромче закричал митя. — тут пришла одна симпатичная собака и говорит, что вы ее человек.
дарья павловна выглянула в окошко.
— ах, какой прелестный барбосик, — сказала она.
— ну, что? — спросил папа собаку. — она твой человек?
— ага! — сказала собака радостно.
дарья павловна упала в обморок. потому что она не знала, что собаки умеют разговаривать в самом крайнем случае. но дарья павловна тут же очнулась и опять высунулась в окошко.
— мы сразу догадались, что это вы! — обрадовался митя. — потому что вы такая красивая, с длинным носом и на гитаре игра…
— что-о-о-о-о-о-о? ! — дарья павловна схватилась за сердце, а потом за свой нос. — ах, негодный мальчишка, противный папа, гадкий пес! это у меня нос длинный? ! да у меня нос всего сто тридцать миллиметров с половиной!
она так сердито кричала, что чуть не вывалилась из окна. а митя, папа и собака убежали.
— да, — сказал папа. — наверное, она не твой человек. она же котлет совсем не ест.
— георгий иванович ест котлеты! — подскочил митя. — бежим!
— нет, — вздохнула собака. — и георгий иванович не мой человек. честно говоря, у меня вообще нет своего человека. и не было никогда. но одна моя знакомая полусиамская кошка говорит, что у каждой собаки или кошки должен быть хоть один родной человек на земле. к тому же вчера ночью шел дождь. он шел-шел-шел-шел-шел-шел и не заметил, что я на траве сплю. и пошел прямо по мне. я ему: «чего брызгаешься? » а он: «дома надо сидеть, когда я иду». я говорю: «ага, дома… а если у меня и дома-то нету? » а дождь говорит: «ищи себе дом. устраивайся в хорошие руки. каждый барбос — кузнец своего счастья». и вот я пошла искать себе дом и устраиваться в хорошие руки. да что-то не везет…
митя и папа смотрели на собаку.
— веселого мало, — сказал папа.
— мы бы тебя взяли, — сказал митя. — да нам никакая мама не разрешит. у нас и так уже целых два морских поросенка. сыновья морской свинки.
— что ж, — вздохнула собака, — видно, быть мне всю жизнь бродягой…
а дело было в воскресенье. в воскресенье многие мамы любят ходить в гости или куда-нибудь по делам. у них такие особые, мамские дела, которые только по воскресеньям делаются. в общем, мамы по воскресеньям часто куда-то деваются. поэтому в воскресенья повсюду бродят беспризорные папы с детьми. и мама мити тоже утром уехала по делам. а теперь вернулась. митя и папа видят — мама на своем мотоцикле мчится. затормозила так лихо, поднялась на одно колесо, опустилась, остановилась и говорит:
— а это что еще за чудовище?
— это собака, — сказал митя. — ей жить негде. правда, на пойнтера похожа?
— по-моему, ее прадедушка — эрдель, — сказал папа.
— обыкновенная бородатая дворняга крупных размеров, — решила мама.
собака повернулась и пошла прочь такой несчастной походкой, что было сразу видно — это идет дворняга, бедняга, бродяга и бедолага.
— нет! — нахмурилась вдруг мама. — все неправильно. нельзя, чтобы собака уходила такой несчастной походкой. иди, собака, сюда. оставайся. будешь наша.
— у нас в доме полно углов, где можно дремать! — обрадовался митя.
— а у меня как раз есть отличное старое пальто! — папа тоже обрадовался. — подходящее пальто фабрики «красный молодец».
— да зачем ей пальто? — удивился митя.
— а она на нем спать будет.
а собака говорит:
— а руки-то у вас хорошие? я только в хорошие руки хочу…
папа, мама и митя протянули ей свои руки. она ткнулась носом в их ладони и вдруг стала красивая-прекрасивая. это она от счастья похорошела. ведь теперь у нее было целых три своих человека и два морских поросенка.
только больше собака никогда не разговаривала. крайний случай-то кончился!
О признаках невоспитанности. Из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу».
Автор рассказывает историю, которая произошла с одной семьёй.… они ждали самолёт в аэропорту. К ним присоединился попутчик – симпатичный мужчина средних лет, в руке дипломат, спортивного телосложения… Едва они познакомились, он начал что-то кричать мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать их сынишку в воздух, задавая один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Муж и жена были в недоумении. Может, этот человек и неплохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, эта семья узнала бы о его прекрасных качествах и могла бы проникнуться к нему уважением. Но почему-то не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Захотелось поскорее с ним расстаться.2
Об уроках вежливости трёхсотлетней давности.
Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник под названием «Гражданство обычаев детских» - рукописный памятник русской педагогики второй половины ХYІІ века. Книга включала в себя 164 вопроса о правилах поведения детей за столом, во время беседы, встреч со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т.д. И 164 ответа школьники заучивали наизусть, что было нелегко, потому книга была написана языком торжественным и трудным. А не выучишь – могли наказать розгами, да ещё и потребуют стихи рассказать о пользе этой процедуры.
3
«Какое счастье – уважать людей!»
Биограф А.П.Чехова – его брат Михаил, рассказывая о приезде Антона в Москву по окончании гимназии, замечает, что в их семье появились неизвестные дотоле выражения: «Это неправда», «Нужно быть справедливым», «Не надо лгать» и др.Эти строки очень выразительны для образа Чехова. Духовно выраставший без семьи и за годы своего таганрогского одиночества упорно работавший над собой, Чехов приобретал такие моральные основы, которые шли вразрез с мещанскими традициями семьи.Один из главных признаков воспитанности – уважение к человеческой личности – выражал сущность будущего писателя. Не случайна запись в одной из его записных книжек: «Какое счастье – уважать людей!» Обратим особое внимание: не любить, а уважать.4
Внутренняя доброта и человечность. (По С.Гиацинтовой).
Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов проводил их до трамвая сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, всё дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только проявлению внутренней доброты и человечности.