Кобита, молодой козак, бился с одним из храбрейших польских воинов. Тот "много уже показал боярской богатырской удали: двух запорожцев разрубил надвое; Федора Коржа, доброго козака, опрокинул вместе с конем, выстрелил по коню и козака достал из-за коня копьем; многим отнес головы и руки и повалил козака Кобиту, вогнавши ему пулю в висок". Тогда куренной атаман Кукубенко заменил погибших товарищей. "Припустив коня, налетел прямо ему в тыл и сильно вскрикнул, так что вздрогнули все близ стоявшие от нечеловеческого крика. Хотел было поворотить вдруг своего коня лях и стать ему в лицо; но не послушался конь: испуганный страшным криком, метнулся на сторону, и достал его ружейною пулею Кукубенко. Вошла в спинные лопатки ему горячая пуля, и свалился он с коня. Но и тут не поддался лях, все еще силился нанести врагу удар, но ослабела упавшая вместе с саблею рука. А Кукубенко, взяв в обе руки свой тяжелый палаш, вогнал его ему в самые побледневшие уста. Вышиб два сахарные зуба палаш, рассек надвое язык, разбил горловой позвонок и вошел далеко в землю. Так и пригвоздил он его там навеки к сырой земле. Ключом хлынула вверх алая, как надречная калина, высокая дворянская кровь и выкрасила весь обшитый золотом желтый кафтан его. А Кукубенко уже кинул его и пробился с своими незамайковцами в другую кучу". Вот такой героизм.
Со временем все же старший сын Бульбы становится больше похож на своего отца. Характер Остапа грубеет, и теперь молодой человек может хладнокровно сражаться с противниками. Бульба очень гордится Остапом, когда того выбирают атаманом, ведь именно о такой судьбе он мечтает для своего сына.
По-другому складываются отношения старого казака с Андрием. Бульбе нравится, как сын сражается на поле боя, но абсолютно не может понять он того, что молодой человек скучает во время осады Дубны, когда казаки решают взять город измором. По его мнению, хорошим воином может быть лишь тот, кто не только отважно сражается с противниками, но и в «безделии не соскучит».
Мать относилась к своим сыновьям с любовью, она хотела чтобы они подольше остались дома, когда они уезжали она плакала и молилась чтобы с её сыновьями было все хорошо. она относилась к ним как будто они ещё совсем крохи.