"В жизни всегда есть место подвигу…" Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что "подвиг - это героический, самоотверженный поступок". Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, "иногда усердие превозмогает разум". О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы. В постсоветское время, годам к 90-м, потребность в патриотизме практически полностью отпала, произошло абсолютное смещение ценностей. В обществе стали популярны иные "подвиги" и иные "герои": криминальные авторитеты, члены так называемых бригад, которых отличали цинизм, жестокость, равнодушие к ближнему.
Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Ведь "подвиг" от слова "двигаться" (см. словарь В.И. Даля), а путь ко Христу - это движение, причем движение непрестанное. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство. Апостол Павел писал: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим это и есть основные критерии жизни настоящего подвижника.
"В жизни всегда есть место подвигу…" Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что "подвиг - это героический, самоотверженный поступок". Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, "иногда усердие превозмогает разум". О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы. В постсоветское время, годам к 90-м, потребность в патриотизме практически полностью отпала, произошло абсолютное смещение ценностей. В обществе стали популярны иные "подвиги" и иные "герои": криминальные авторитеты, члены так называемых бригад, которых отличали цинизм, жестокость, равнодушие к ближнему.
Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Ведь "подвиг" от слова "двигаться" (см. словарь В.И. Даля), а путь ко Христу - это движение, причем движение непрестанное. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство. Апостол Павел писал: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим это и есть основные критерии жизни настоящего подвижника.
Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.
Повесть названа «В дурном обществе» , потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “Дурным обществом” называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается» . — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика... ”
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.