о месте расположения города посещения чичиковым сказано немного: «город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц». то есть где-то рядом с москвой и петербургом. в первых строчках поэмы о москве идет неназойливое упоминание. мужики, рассматривающие бричку гостя, размышляют, доедет ли колесо до москвы. можно предположить, что она где-то в пределах возможного путешествия. второй город, который называют мужики, казань. если до столицы колесо еще могло бы добраться, то до казани – нет. бричка проехала много верст по окрестностям города nn, дефект выявился в момент решения павла ивановича уезжать. предполагают, что прообразом может быть тверь. по расположению она находится близко к столице и далеко до второго указанного города. еще одно доказательство – река волга. она возникает в мыслях чичикова, когда он размышляет о судьбах крестьян, которые ему удалось приобрести. река протекает посередине города и делит его на 2 части. волга протекала по твери, это, конечно, только отдаленный признак сходства. городов, расположенных по берегам рек, на руси множество.
дед
в повести «детство» м. горький рассказал нам, как он попал в дедову семью, которая жила по суровым правилам, установленным дедом – узурпатором.
это был небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками. «атмосфера в доме деда царила мрачная» . он был строгий, жестокий. «как это пороть? - спросил я.
все засмеялись, а дед сказал:
- погоди увидишь… »
деда боялась вся семья, он быстро входил в ярость, наказывал розгами всех детей в доме, но в нём изредка проглядывает человек добрый. «вот видишь, я тебе гостинца принёс! однако не беда, что ты лишнее потерпел, - в зачёт пойдёт!
ты знай:
когда свой, родной бьёт- это не беда, а наука! чужому не давайся, а свой ничего! ты думаешь, меня не били? » эта доброта быстро исчезала… и не перечь, не то расправа будет розгами. одна бабушка хорошо знала характер деда и не боялась его, но дед бил бабушку тоже, когда считал, что она лезет не в своё дело. только к цыганку старик относился по-другому: кричал на него не так часто и сердито.
«- золотые руки у иванка, дуй его горой! помяните моё слово: не мал человек рачтёт! »
несмотря на свой жёсткий и жестокий характер, он иногда выглядел, как маленький капризный ребёнок, например, во время болезни.
«- что мне сахару не даёшь? – капризничал тоном ребёнка спрашивал он бабушку. » мог быть весёлым, дружески объяснять что-то, шутливо разговаривать. «наконец он шутливо столкнул меня с кровати. будет! держи книжку. завтра ты мне всю азбуку без ошибок скажешь, и за это я тебе пятак. » когда деду стукнуло восемь десятков лет, он стал ещё более раздражительным, злым, подозрительным, жадным и совсем потерял стыд. «всё в доме строго делилось: один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию покупал дед, и всегда в его дни обеды были хуже:
бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху. чай и сахар хранились у каждого отдельно. даже масло для лампадки перед образом каждый покупал своё, - это после полусотни лет совместного труда! "