характеристика героев поэмы «руслан и людмила» пушкина руслан молодой богатырь, храбрый и смелый князь. руслан является мужем княжны людмилы. он побеждает злого колдуна черномора, отрубив ему волшебную бороду, и спасает людмилу из замка злодея. руслан погибает от рук фарлафа, но вскоре воскресает с волшебной воды колдуна финна. также руслан отражает нашествие печенегов на киев. людмила молодая красавица-княжна, дочь великого князя владимира и жена богатыря руслана. сразу после свадьбы с русланом девушка исчезает: ее крадет злодей черномор. в конце концов руслан спасает людмилу из замка черномора и пробуждает ее от колдовского сна. черномор злой колдун-карлик с длинной бородой, в которой заключается его колдовская сила. черномор похищает людмилу и заточает ее в своем замке. в конце концов богатырь руслан побеждает черномора, отрубив ему бороду: так злодей теряет свои чары. черномор является младшим братом гигантской говорящей головы. финн старик-волшебник, живущий в пещере. когда-то он отверг любовь старухи-колдуньи наины и тем самым разозлил ее. теперь наина жаждет мести. финн богатырю руслану советами. он также возвращает руслана к жизни, когда тот погибает от рук фарлафа. также финн дает руслану волшебное кольцо, которое пробуждает людмилу от колдовского сна. наина злая колдунья, соратница злодея черномора. она умеет превращаться в летающего змея и кошку. наина и черномор вместе борются против руслана и его добрых товарищей (финна и т. наина богатырю фарлафу победить руслана и похитить людмилу. фарлаф трусливый богатырь, влюбленный в людмилу. с ведьмы наины он нападает на руслана и лишает его жизни, а после крадет у него людмилу и привозит в киев. приехав в киев, фарлаф выдает себя за героя, но в конце концов признается в своей лжи. ратмир богатырь, молодой хазарский хан, влюбленный в людмилу. отправившись на поиски людмилы, он влюбляется в пастушку, становится рыбаком и поселяется в хижине на берегу реки. ратмир признается, что устал от сражений и битв и хочет тихой жизни. рогдай смелый богатырь, влюбленный в людмилу. угрюмый, мрачный, мстительный человек. отправившись на поиски людмилы, он на самом деле хочет избавиться от руслана и заставить людмилу страдать. в конце концов рогдай нападает на руслана, но проигрывает в этой схватке и тонет в реке. голова гигантская говорящая голова, старший брат колдуна черномора. в прошлом голова был витязем, но по вине своего брата черномора лишился тела и превратился в лежачую голову. голова вручает руслану волшебный меч, которым богатырь и побеждает черномора. князь владимир великий князь владимир - отец главной героини людмилы. прототипом персонажа является великий князь владимир святославович «красное солнышко».
Автор даёт описание помещиков,которых посещает Чичиков, воплощая свою афёру в жизнь.Чичиков придумывает гениальный план,как разбогатеть.Каждый из помещиков обладал паразитической чертой,ведя бесцельную жизнь и не принося пользы обществу. Помещики не тратили время на созидание или благо других,каждый был эгоистом.Гоголь расположил помещиков в порядке нарастания зла,которое они представляли,наносимого вреда окружающим и степени "мёртвости" их душ.
Самый безобидный Манилов,призрачный мечтатель,оторванный от реальности и ничего не сделавший в жизни полезного.Дубиноголовая Коробочка-глупая и недалёкая помещица,влачащая жалкое существование в грязи с роями мух,её волнуют лишь цены и деньги,других ценностей в жизни для неё нет.Ноздрёв -полное неприятие законов,аферист,разгульная и лихая жизнь,с готовностью ради азарта на подлость.Собакевич-мужлан,хитрый,но грубый и неотёсанный,ради прибыли готов на всё,обманщик и подлец. Плюшкин-самый ничтожный из всех,алчный и скупой,трясущиёся над каждой вещью,заставляю всех жить впроголодь.
Гоголь показывает свет общества,дворян,элиту помещиков,которых Чичиков уговаривает продать "мёртвые души",это сословие- гордость империи,экономическая мощь государства.А на деле,все они гонятся за личным богатством,скопище алчных,порочных людишек,без совести и души.Их души мертвы,они погрязли в лени,жадности и корысти,морально разложились,всё человеческое в них умерло, осталась лишь внешняя оболочка,прикрывающая мёртвые души.
Гоголь назвал поэму в прямом смысле и в переносном" Мёртвые души".В прямом-это умершие крестьяне,которые числятся за помещиком как живы в ревизской сказке,до очередной ревизии податного населения ,а в переносном-это мёртвые души помещиков, которые продают и покупают умерших крестьян ради наживы,они живы и здоровы,но их поступки приравнивают их к мертвецам.
На Кавказе шла война, по дорогам было опасно ездить, и всех проезжающих сопровождали солдаты или местные проводники, поскольку татары (горцы Северного Кавказа в те времена) могли убить или увести в горы. Было жаркое лето, обоз шел медленно, люди быстро уставали. И Жилин, подумав, решил ехать один, но тут к нему подошел другой офицер, Костылин — «мужчина грозный, толстый, весь красный» - и предложил оставить обоз и дальше идти вдвоем.
Ехали они степями, а потом пошла дорога между двух гор прямо в ущелье. Жилин решил проверить, все ли спокойно. Поехал на гору и только взобрался, как увидел тридцать человек татар. Хотел поскакать за ружьем, а Костылина и след простыл. Татары застрелили любимую лошадь Жилина, забрали у него все вещи, порвали одежду, скрутили и повезли. Жилин не мог проследить дорогу: глаза были испачканы кровью. Наконец приехали в аул (татарскую деревню), сняли Жилина с лошади, нацепили на него кандалы, связали и заперли в сарае.
Часть II
Жилин почти всю ночь не спал. Утром сарай отворили, и вошли двое: один с красной бородкой, другой «поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный». Одет «черноватенький» побогаче: «бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные сафьянные, тоже серебром обшиты... Шапка высокая, белого барашка». Они подошли к пленнику и начали что-то говорить на своем языке. Жилин просил пить, но они только смеялись. Потом прибежала девчонка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати. «Тоже - глаза черные, светлые и лицом красивая», видно было, что она дочь того, что поменьше. Потом снова убежала и принесла кувшин воды и «глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого».
Жилин, попив, отдал кувшин, а девочка потом принесла хлеба. Ушли татары, а через некоторое время пришел ногаец (горец, житель Дагестана) и повел Жилина в дом. «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - все в серебре». Там сидели те двое («красная борода» и «черноватенький») и трое гостей. Один из гостей обратился к нему на русском языке: «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, — и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого. - Абдул-Мурат теперь твой хозяин».
Потом Абдул-Мурат велел ему писать домой письмо, чтобы родные прислали выкуп пять тысяч монет, тогда он его отпустит. Жилин начал отказываться, говоря, что сможет дать только пятьсот. Те засуетились, зашумели, потом потребовали три тысячи. Жилин же твердо стоял на своем. Татары посовещались и привели другого пленного - Костылина. Оказывается, он согласился на пять тысяч и написал близким. И говорят: «Вот его и кормить будут хорошо, и обижать не будут». Наконец, татары согласились получить хотя бы пятьсот монет. Жилин написал письмо так, чтобы оно не дошло, поскольку думал о побеге. Он знал, что у старой матери таких средств нет, он сам присылал ей деньги на прожитье.