С добрым утром», анализ стихотворения ЕсенинаСтихотворение «С добрым утром» было написаноЕсениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.С самого начала завораживает аллитерация: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром», далее следует олицетворение«качаясь, шепчет шаловливо», и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.Перекрёстная рифма, наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!», повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.
Подробнее - на -
Автором-следопытом повести «Партизанка Лара» стала Н. Надеждина, собиравшая по всей территории СССР сведения о девочке-партизанке.
Лара росла с мамой и бабушкой в Ленинграде, отца убили на Финской войне. Она отличалась живым любознательным характером, очень любила родных и друзей, а сам любимым ее занятием было чтение. В лето 1941 Лара с бабушкой отправилась гостить в деревню Печенёво. Там ее и застала война. Мать долго ждала возвращения, но дороги к Ленинграду разбомбили.
К концу лета советские войска отступали, проходя через деревню, Ларе удалось через солдат передать письмо матери, а родной дядя выгнал «нахлебников» на улицу. В это время у девочки появляются подруги Рая и Фрося. А в деревне уже хозяйничали немцы, сделав продажного дядю Ларисы старостой. Осенью появились в окрестных лесах партизаны, и Лара вызвалась им Но пока приходилось ходить в большие деревни побираться – бабушка умирала от голода.
Партизанское движение набирало размах: горели мосты и казармы, стреляли одиноких патрульных. Немцы объявили награду за легендарных Иванов-партизан. Вскоре Лара и ее приятели начали выполнять поручения партизан: разведка и доставка припасов были по плечу школьникам. Уходили в партизаны друзья и знакомые, девушки и старики. Первой партизанам стал смелый поступок - Лара изрезала велосипедные шины немцам, которые остановились у ее дяди, собираясь идти смотреть с ним партизанские тропы. Злобный родственник занес племянницу в лагерные списки для отправки в Германию. Лара прощается с детством и уходит с подругами к партизанам.
В первый же день у партизан девочкам дали задание произвести разведку в селе Орехово, куда согнали скот со всей округи. Девочки блестяще справились, и отряд стал их семьей. Много трудных и опасных заданий выпало на долю юных партизанок: дежурства на станциях и дорогах, жизнь в оккупированных деревнях. Нелегкой была и жизнь остальных. Немцы расстреливали родных партизан, сжигали в отместку целые деревни. Лара сдружилась с Мишкой-адъютантом, прозванным так за малый возраст и приставленным охранять командира отряда. Но когда Мишу ранило, его решили отправить в тыл, с ним всех детей отряда. Лара с подругой отказалась лететь и спряталась в лесу.
Весть о партизанках дошла до родного села, немцы били матерей девочек, но те не выдали своих отважных дочерей. Не выдали, когда Лара и Раиса, сбежав из-под надзора фашистских прихвостней, прятались в глубоком подполье дома.
Шел третий год войны. Лару и ее подруг приняли в комсомол. Теперь уже девочка принимала участие в минировании дорог, передаче почты, боевых разведках. Война разбросала подруг по разным партизанским частям. Девочка тосковала по подругам, мысленно писала Мишке фронтовые новости и ждала прихода Советской Армии. Совсем по-детски она мечтала, как окончится война, и она вернется в любимый, почти позабытый Ленинград к маме.
Чуя приближение советских войск, фрицы начали вести яростную войну с партизанами. Они напали на деревню, где отдыхали девочки, и Лару, выданную предателем, забрали. Подруга успела передать ей гранату, спрятанную под одеждой. Дождавшись, пока приютившие их жители скроются в лесу, Лара бросила себе и фашистам под ноги гранату. В этот момент она вспоминала свой первый концерт, ведь она так мечтала стать балериной. Но граната не взорвалась.
Девочку жестоко избили и везли на казнь. Односельчанин Лары, Санька, выбежал на тракт и, увидев под коровьей шкурой Лару, отдал ей пионерский салют. И партизанка ответила ему последним салютом.
Лару расстреляли в селе Пустошка 5 ноября 1943 года. Советское правительство посмертно наградило ленинградскую пионерку орденом Отечественной войны I степени и присвоило её имя кораблю. На теплоходе «Лара Михеенко» ходят в кругосветные путешествия, и по всему миру моряки рассказывают об отважной партизанке. А в День Победы тысячи людей съезжаются почтить память павших к могиле Лары.