На утро , проснувшись, Сашка бросился к ёлке . Ему не терпелось посмотреть, как там его ангелочек. всё ли с ним хорошо? А вдруг никакого ангелочка не было в его жизни и это просто сон? Подбежав к ёлке ,Саша замер, его лицо стало серым и неподвижным , сердце начало биться так сильно , как будто хотело вырваться из груди. Ладони Сашки похолодели и сделались влажными. Всё , что придумал себе Сашка, всё о чём мечтал рухнуло в один миг. На полу у ёлки он увидел безобразной формы восковое пятно, которое не было похоже на его ангелочка. Это было даже не пятно, это его мечты , вот так запросто, сбились в один разноцветный комок и источали тёплый запах воска. Сашка так сильно сжал кулаки, что его ногти впились в ладонь, но он не чувствовал боли. Да разве это была боль? Настоящая боль была в груди мальчишки, она сжимала и не давала дышать. Слёзы текли из глаз и солёными каплями падали на пол . Сашка медленно подошёл к бесформенному восковому пятну, опустился на колени . Ещё какое - то время он сидел и смотрел будто сквозь пятно, он пытался разобрать в нем очертания вчерашнего ангелочка. Схватив восковую лепёшку трясущимися пальцами, Сашка начал лепить из неё своего ангелочка, но воск был тёплый и совсем не слушался рук. Из груди вырвался крик отчаяния и разнёсся по всей комнате. А где - то в соседней комнате слышались , шаркающие шаги уже пьяной матери , её монотонный голос , но громкий и скрипучий доносился до ушей Сашки. Что -то лёгкое и невесомое выпорхнуло из комнаты . Призрачная надежда на лучшее будущее растворилась в смрадном воздухе комнаты.
Роман «Герой нашего времени» был опубликован в 1840 году, эта дата приходится на правление Николая I, политика которого характеризовалась словами С. Уварова «самодержавие, православие, народность». Все внутренние реформы были направлены на пресечение революционной деятельности. Сам Лермонтов считал этот период застоем, а представителей своего поколения «потерянными» людьми. Одним из них и является Печорин.
Главный герой не закреплён ни во времени, ни в пространстве. Места действий являются сквозными и разорванными, а хронология повествования сильно нарушена.
Печорин обречён на бессмысленное существование, не потому что он «негодяй», а так как масштаб личности не соответствует рамкам его жизни. Он будет размениваться на мелкие интриги, дуэли и ненужные ему светские встречи.
Нельзя позиционировать Григория Александровича однозначно положительным или отрицательным героем. Сам автор специально не даёт чёткой оценки, показывая этим всю сложность и неоднозначность типа личности. В романе читатели увидят и достойные, и недостойные поступки.Печорин не к любви. Бэла (которую можно сравнить с Татьяной Лариной) воплощение женского идеала, но главный герой расценивает её лишь как увлечение, объект спора с Грушницким. Григорий появляется в произведении одиноким, таким же его и покидает. Лермонтов представляет читателям Печорина как типичного представителя своей эпохи, который идёт по пути саморазрушения. Добрые и светлые зачатки души не находят своего применения и остаются в неразвитом состоянии. Всё его поведение подчиняется холодному, расчётливому уму и постоянному самоанализу.
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду – мне не верили; я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин – эгоист.К огромному сожалению, Печорин был большим эгоистом, который больше всего любил себя. Его мало интересовала судьба других людей, хоть те любили его. Этот эгоизм даже не дает ему возможности до конца понимать то о чем он говорит: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого». Но как бы мы не хотели изменить главного героя, он все равно выбирает не дорогу любви к ближнему, а дорогу зла. Уже с первых страниц произведения автор показывает Печорина человеком с довольно необычным, странноватым характером. Даже добрейший Максимыч говорил, что парень славный малый, только немножко странен. Главный герой был довольно необычным человеком во всех его проявлениях. В произведении об этом говорят многие герои.