А. С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А. С. Пушкин написал поэму «Полтава» , в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
ПЕРСЕЙ, в греческой мифологии герой, сын Зевса и Данаи, заточенной своим отцом Акрисием, царем Аргоса, в медную башню, куда повелитель богов проник в виде золотого дождя. Акрисий, обнаружив, что дочь родила, заключил ее с сыном в ящик и выбросил его в море. Их выловил рыбак Диктис с острова Сериф. В доме рыбака был воспитан Персей, а когда он вырос, то царь острова, Полидект, преследуя своими домогательствами Данаю, отправил Персея убить горгону Медузу. Персею пришли на дети Зевса — Афина и Гермес. По их совету он отправился на крайний запад, то есть, по греческим представлениям, на границу царства живых и мертвых, где у грай, похитив их зуб и глаз, выведал дорогу к нимфам-обладательницам чудесных крылатых сандалий, шапки-невидимки и заплечной сумки. Получив от нимф дары, от Гермеса Персей принимает также нож. Прилетев по воздуху на остров Горгон, Персей убивает Медузу, глядя на ее отражение в своем блестящем щите и скрывается от других Горгон с шапки-невидимки. В Эфиопии, где свирепствует страшное чудовище, Персей, используя силу взгляда Медузы, убивает его и освобождает Андромеду, также разоблачив заговор отвергнутого ей жениха. Затем герой возвращается на Сериф, где превращает царя Полидекта и его приверженцев в камень и делает правителем острова своего воспитателя Диктиса. Вместе с Андромедой они прибывают в Аргос, где Персей участвует в состязаниях по метанию диска и нечаянно убивает своего деда. Узнав, что погибший — отец его матери, Персей отказывается от прав на Аргос, меняясь правами со своим родственником в Тиринфе. Все дары он возвращает нимфам и Гермесу, а голову Медузы вручает Афине, у которой отныне она находится на эгиде. Персей считался предком персов (через своего сына Перса) , а также Геракла.
1. "День был свежий."
2. Семья на берегу моря.
3. Странное желание.
4. Утро нового мира.
5. Жизнь без людей.
6. Если бы всё вернулось.
7. Желание Джима в бутылке.
8. "Море сильно шумело."