Они попали в плен из-за Костылина, который предложил отделиться от обоза и поехать самим. Костылин и Жилин попали в плен. Когда на Жилина напали татары, Костылин не защитил его, а пустился наутёк.
Вьезд в ущелье. Жилин остановился и раздумывает, ехать ли ему. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать Перед тем как въехать в ущелье, Жилин хочет посмотреть, нет ли татар. Костылин говорит: «Чего смотреть? Поедем вперед» . Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади. А Костылин хочет ехать потому, что «есть хочется, да и жара» . Жилину тоже нелегко, но он не жалуется, а Костылин нетерпелив, безответствен, руководствуется своими прихотями, а не знанием положения. Так с самого начала проявляется различие их характеров. Автор дает оценку героям «Жилин хоть невелик ростом, а удал был» Отношение к Костылину выражено в противопоставлении того, как он должен был себя вести и как поступает: «заместо того, чтобы подождать» , «закатился что есть духу» , «ожаривает» (слова эмоционально-иронические) . Предательство Костылина оценивает Жилин: «…дело плохо. Ружье уехало» . Это значит, что Жилин не столько надеялся на Костылина, сколько хотел сам добраться до ружья. Но и с одной шашкой он вступает в неравный бой: «… пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой» . О чувствах Жилина при встрече с врагами говорится не прямо, а самим характером повествования. И мы чувствуем вместе с Жилиным неожиданность встречи, ощущение опасности, напряжение всех сил, поиски выхода. Творческого воображения требует и момент попытки Жилина уйти от преследования, и особенно - его поражение. Решимость бороться до конца, отчаяние и надежда, боль и горечь бессилия, жалость к лошади, понимание, что выхода нет, - все это раскрыто через изображение поведения Жилина и врагов, через изображение того, что он видит. Например, мы понимаем, что Жилин жалеет лошадь, по тому, как он называет ее: «сердечная» .
Совесть-это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Благородство-это проявление высокой нравственности и честности. Достоинство-это моральной нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Честь-это форма оценки индивидуума своей социальной значимости, места в обществе и общественном устройстве, и вместе с тем-признания обществом такой оценки. Мужество-это качество человека, когда он не испытывает страха, не теряет присутствия духа в самой опасной ситуации.
Совесть личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Благоро́дство — высокая нравственность, самоотверженность и честность; великодушие, возвышенность. Также Благородный — исключительный по своим качествам, изяществу; отличающийся ценностью. В дореволюционном значении — относящееся к дворянам. Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как переносить страдания, включая физическую боль.
Вьезд в ущелье. Жилин остановился и раздумывает, ехать ли ему. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать Перед тем как въехать в ущелье, Жилин хочет посмотреть, нет ли татар. Костылин говорит: «Чего смотреть? Поедем вперед» . Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади. А Костылин хочет ехать потому, что «есть хочется, да и жара» . Жилину тоже нелегко, но он не жалуется, а Костылин нетерпелив, безответствен, руководствуется своими прихотями, а не знанием положения. Так с самого начала проявляется различие их характеров.
Автор дает оценку героям «Жилин хоть невелик ростом, а удал был» Отношение к Костылину выражено в противопоставлении того, как он должен был себя вести и как поступает: «заместо того, чтобы подождать» , «закатился что есть духу» , «ожаривает» (слова эмоционально-иронические) . Предательство Костылина оценивает Жилин: «…дело плохо. Ружье уехало» . Это значит, что Жилин не столько надеялся на Костылина, сколько хотел сам добраться до ружья. Но и с одной шашкой он вступает в неравный бой: «… пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой» .
О чувствах Жилина при встрече с врагами говорится не прямо, а самим характером повествования. И мы чувствуем вместе с Жилиным неожиданность встречи, ощущение опасности, напряжение всех сил, поиски выхода. Творческого воображения требует и момент попытки Жилина уйти от преследования, и особенно - его поражение. Решимость бороться до конца, отчаяние и надежда, боль и горечь бессилия, жалость к лошади, понимание, что выхода нет, - все это раскрыто через изображение поведения Жилина и врагов, через изображение того, что он видит. Например, мы понимаем, что Жилин жалеет лошадь, по тому, как он называет ее: «сердечная» .