1) Безусловно, "Горе от ума" - это острая сатира, поскольку в комедии поднимаются и высмеиваются актуальные вопросы о пороках общества, людей, желании угождать другим, зависимость от чужого мнения и презрение к науке московского, отсталого, застрявшего в екатериновских временах дворянства.
2) Чацкие живут и не переводятся в обществе потому, что умные, прогрессивные умы, охотные до знаний, найдутся везде. И пока есть книги, не вымрут подобные Чацкому.
3) Да, Чацкий - это положительный герой, потому что он - типичный пример живого ума, жаждущего новых открытий, новых впечатлений (вспомним его поездку на 3 года), представитель прогрессивного питербурского дворянства. Он не скрытный и подлый, он открыт миру, все его чувства выплескиваются сразу, он не плетет интриги и не строит козни за спинами у других, не распускает сплетни (как Софья, например, о том, что он сошел с ума)
ответ:
комедия «горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. как картина она громадна. ее полотно захватывает длинный период жизни – от екатерины до императора николая. в группе двадцати человек отразилась вся прежняя москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, момент и нравы. и все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только пушкину и гоголю.
пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить» , пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты фамусовых, молчалиных и других.
главная роль, конечно, - роль чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.
чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. речь его кипит умом, остроумием. у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» . только личное горе его произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало пушкину повод отказать ему в уме. между тем чацкий как личность несравненно выше и умнее онегина и печорина. он искренний и горячий деятель, - а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. ими заканчивается их время, а чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и «весь ум» .
всякий шаг чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний» , под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.
роль чацкого – страдательная, в то же время она всегда победительная.
живучесть роли чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.
роль и чацких неизменна. чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» .
его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний» , или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным» , - свобода «служить или не служить» , «жить в деревне или путешествовать» , не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободы. чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.
он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин» . нет, воин, если он чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва. чацкий неизбежен при каждой смене веков.
софья павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, -
свет не карает заблуждений,
но тайны требует для них!
в этом двустишии пушкина выражается общий смысл условной морали. софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без чацкого никогда, за неимением случая. она вовсе не так виновата, как кажется. это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. в собственной, личной ее прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное.
1) В поэме затронуто много тем, и все они актуальны: тема деревни, революции, любви. И все же традиционной для Есенина была тема личная, через судьбу поэта и главной героини раскрываются происходящие события.
2) Отсюда еще одна главная тема - тема войны, как народной трагедии, от которой едва не "пропала Расея". Безусловно, сам Есенин и его герой осуждают войну. Есение вообще не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".
3) Есенина тревожит, что крестьяне перестают быть хозяевами на своей земле. Те, кто не любит работать, как впрочем и сейчас, дорвавшись до власти думает, что все делает для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Такому все позволено. И это тоже огорчает Есенина.
4) Еще одна, немаловажная тема - тема любви. Через эту тему мы наблюдаем все исторические события. Но, к сожалению, происходящее и любовь несовместимы: Анна уезжает, а герою остаются лишь воспоминания.