ответ:с одной стороны да с другой нет.
Объяснение: человек раб природы был в период, когда человек жил охотой, рыболовством и собирательством. Человек производил примитивные орудия труда, а средства к существованию добывал с щью орудий готовыми, из природы. Естественно, что он целиком и полностью зависел от наличия средств существования. Человек в этот период находился в единстве с природой, не выделялся из нее и не оказывал на нее сколько-нибудь заметного влияния. Человек, по существу, еще не начинал преобразовывать природу, он воздействовал на нее лишь фактом своего существования.
Второй этап начинается с момента возникновения земледелия и скотоводства. Появление земледелия коренным образом меняет характер отношения общества и природы. Человек начинает активно преобразовывать природу, производя не только средства труда, но и средства существования, переходит к оседлому образу жизни. Люди осваивают новые территории, вырубают под пашни леса и т. д.Возникает различие естественной, девственной и окультуренной природной среды. Производство почти целиком зависит от погодных условий, климата, смены времен года, плодородия почвы и других естественных факторов. Воздействие человека на среду уже в этот период приобретало иногда разрушительный характер. Разрушая естественные природные комплексы, он подчас оставлял за собой пустыню. Но разрушительные последствия человеческой деятельности носили ограниченный, местный, характер и, как правило, не имели необратимого характера. Влияние естественных условий на общественную жизнь постепенно уменьшалось, хотя зависимость человека от них оставалась еще весьма значительной, что определялось самой спецификой производства. В своей основной производственной деятельности человек целиком зависел от стихии природы, что отражалось в характере культуры, структуре деятельности, образе жизни трудящихся масс. Вместе с тем под воздействием социальных отношений развивалось противопоставление человека природе.
Научно-техническая революция — грандиозный переворот в производительных силах современного общества. Начинают производиться различные искусственные материалы, которые сама природа переработать не может. Вырастает объем производства, а следовательно, использование природных ресурсов. Короче говоря, именно техника, порожденная новой революцией в производительных силах, явилась той “добавкой”, которая “переполнила чашу” и вызвала кризисную ситуацию во взаимоотношении природы и общества. Эта кризисная ситуация свидетельствует о том, что полностью исчерпал себя старый тип отношения природы и общества, что человечество созрело для перехода на новый этап взаимодействия с природой. Суть нового этапа состоит в практическом преодолении отрыва человека от природы и противопоставления общества природе, в утверждении их единства на основе формирования новой системы, включающей в себя и производство и природные процессы, и жизнедеятельность человека и условия этой жизнедеятельности.
А с другой стороны человек самостоятельный и в праве управлять природой (правда только частично). Но всеравно на прийдется мериться с природой. С ее стехией, развитием и т.д.
1.Соотнесите авторов с произведениями.
В. О. Богомолов «Иван».
Н. А. Некрасов «Дедушка»
Л. Н. Толстой « Отрочество»
А. П. Чехов «Спать хочется»
М. Горький «Дед Архип и Ленька»
Л. Н. Андреев « Ангелочек»
Ю. Я. Яковлев «Багульник»
В. Г. Распутин « Век живи - век люби»
2. Какие средства выразительности использовал Ю. Я. Яковлев в данном фрагменте:
«Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника».
Б) Сравнения
3. Какое средство выразительности использовал Н.А.Некрасов в строфе:
«…Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоем».
В) Олицетворение
4. Какую проблему поднимает Ю. Я. Яковлев в рассказе «Багульник»? _ Проблема внимания к бездомным животным.
Часть В
1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:
А) Портрет - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Б) Повесть - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.
В) Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.
2. Чей это портрет? Укажите героя, название и автора произведения.
«Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал». - Коста. - "Багульник", Ю.Яковлев.
3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?
«Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату, Варька роняет щетку, но тотчас же встряхивает головой, пучит глаза и старается глядеть так, чтобы предметы не росли и не двигались в ее глазах». - А.П.Чехов. Спать хочется.
4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?
«Приближался вечер, и в воздухе стояла та особенная, тяжёлая духота, которая предвещает грозу. Солнце уже было низко, и вершины тополей зарделись лёгким румянцем. Но от вечерних теней, окутавших их ветви, они, высокие и неподвижные, стали гуще, выше... Небо над ними тоже темнело, делалось бархатным и точно опускалось ниже к земле. Где-то далеко говорили люди и где-то ещё дальше, но в другой стороне — пели. Эти звуки, тихие, но густые, казалось, тоже были пропитаны духотой. Лёньке стало ещё скучнее и даже боязно чего-то…» - М.Горький. Дед Архип и Ленька.
5. О ком идёт речь, кто автор произведения?
«Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика». - О Сашке. - Л.Андреев. Ангелочек.
Почитай, интересная книга!