Дубровский Владимир Андреевич – главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник». Он воспитывался в кадетском корпусе Петербурга. Позже, став офицером, Д. влезает в долги. В связи с этим герой мечтает о богатой невесте. Будучи в Петербурге, 23-летний Д. получает печальные известия из дома: о болезни отца и о беззаконном отнятии их имения Кистеневки в пользу богатого соседа Кириллы Троекурова. Герой отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, Д. с нежностью вспоминает о детской дружбе с его дочерью, Марьей Кирилловной. Дома Д. застает отца при смерти. Он берет ведение дел в свои руки. Разрывает все отношения с Троекуровым, после смерти отца приказывает сжечь свой дом, который по суду отошел врагу. Герой вместе с верными ему крестьянами делаются разбойниками, грабящими неправедных помещиков. Но Д. не может забыть Машу Троекурову – он по-прежнему влюблен в нее. Ради Маши герой даже простил своего врага – Троекурова. Но Троекуров сосватал дочь за богатого старика-князя Верейского. Маша просит Д. похитить ее. Д. очень переживает, ведь его любимая будет женой разбойника, хотя достойна намного большего. При всем этом в душе Д. нет чувства мести к Троекурову. Он давно простил его как дворянин и благородный человек. Вот только социальные условия, судьба по отношению к Д. бесчестна. Истинная трагедия Д. состоит в том, что честный русский дворянин, привязанный к родному дому, к мысли о семье, поставлен в безвыходное положение. Для него нет пути, где бы он мог быть счастлив. В финале Д. теряет Машу – разбойники опоздали, и девушку обвенчали с Верейским. В схватке с правительственными войсками, которые давно разыскивали Д. и его шайку, героя ранят. Он распускает своих крестьян, сам же «скрывается за границу». Его отъезд – знак не только его личного поражения, но и поражения всей России. Все лучшее исчезает из страны, виновники их гонений остаются.
Вот нахмурил царь брови чёрные(постоянный эпитет) И навел на него очи зоркие, (постоянный эпитет) Словно ястреб взглянул с высоты небес (сравнение) На младого голубя сизокрылого, – (эпитеты, перифраза) Да не поднял глаз молодой боец.(метонимия, перифраза) Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником – (гипербола) Да не вздрогнул и тут молодой боец.(перифраза) Вот промолвил царь слово грозное – (постоянный эпитет) И очнулся тогда добрый молодец.(постоянный эпитет, перифраза)
Катерина была в смятении, разрывалась на две части между неоспоримой волей общества и собственными чувствами. замужество на нелюбимом человеке сделало ее несчастной, сковало тысячью цепями из непожъемного жгучего металла, оставляя наедине с этой печалью. давление кабанихи усугубляло ее положение, а ее безвольный муж даже не мог противостоять своей матери, чтобы хоть на немного избавить катерину от тяжелой ноши. "что дальше, то хуже. а теперь еще этот грех-то на меня. кабы не сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны." раньше катерина сравнивала с себя с вольной птичкой, теперь же ее изнь полна противоречивых действий и серых дней. она научилась врать себе во благо, сама понимая, что совершает грех. она лишь хотела взаимной любви, но эта погоня за иллюзорным счастьем и попытки бежать от нелюбимого, ее на скалу, где и закончилась ее , оставив после себя лишь последнюю искорку. эта женщина, бесспорно, достойна того, чтобы ее любили хотя бы за то, что она смогла найти в себе силы бороться с тем, что ей противостояло. она видела в любви не только нежное чувство, но и смысл жизни, который уже давно затерялся среди прогнившего общества, власти денег и каменных сердец. вообще, идеал женщины более отражен в следующей его пьесе "бесприданница", но катерину островский любил именно за чистоту мысли, наивность и стремлении обрести счастье в любви, так как раньше женщина являлась именно символом любви.