“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
Объяснение:
Аннотация:
Это поучительная история о простом учителе гимназии Беликове. Сей человек добровольно загнал себя самого в футляр, как в физическом смысле — в любую погоду был под зонтом, в калошах, отгораживался от улицы высоким воротником, так и в духовном — всю свою жизнь он проводил отгораживаясь от мира, кутаясь и страшась «Как бы чего не вышло». Но вот коллеги по гимназии, изнуренные его обществом, решили его сосватать, а далее, что же все таки из этого вышло...
© Oreon
Примечание:
Впервые — «Русская мысль», 1898, № 7, стр. 120—131. Подзаголовок: Рассказ. Подпись: Антон Чехов.
Вошло во второе издание А. Ф. Маркса («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»).
При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, сербскохорватский и чешский языки.
Входит в:
— цикл «Маленькая трилогия»
Похожие произведения:
Фёдор Сологуб «Мелкий бес» (1907, роман)
8.59 (133) 10 отз.
Герман Мелвилл «Бартлби» (1853, повесть)
1)Трусливый друг опаснее врага-врага опасайся ,а на друга надейся,в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести
2) Доброму коню - найдется много хозяев, хорошему человеку много друзей. -хорошего коня многие захотят купить,с хорошим человеком многие захотят дружить
3) Неверный друг - что дырявая шуба.-в дрявой шубе холодно,неверный друг подведёт в сложной ситуации
4) Кто себе друзе не ищет - тот сам себе враг.-без друзей человеку тяжело
5) Дружба, что стекло расколешь не соберешь.-разбитое стекло уже не вставешь в окно,,если обидел друга он может и не простить тебя
) Горы и камни разрушаются ветром, а дружба словом -обидные слова могут разрушить дружбу
8) И много друзей мало, и мало врагов - много.-много друзей всегда хорошо,а хорошо много не бывает,враг-это зло ,а даже маленькое зло это плохо
9) Не тот кто потакает, а тот кто когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле, лучший друг – это тот, кто тебе исправиться и стать лучше