Тяжелое произведение. Неизгладимое впечатление. Неприятный осадок в душе. Дети-подростки - практически изгои общества, которых все за что-то презирают или молча ненавидят. Ненавидят за внешние физические увечья (отсутствие ноги, странная и необычная походка, инвалидная коляска), за умственную отсталость. По сути это несчастные больные дети, которые относятся к этому миру так же, как окружающие относятся к ним. Они жестоки именно потому, что понимают свою незащищенность, за то, что их не любят, сторонятся, а порой открыто издеваются. В центре вынимания произведения тяжелая судьба каждого ребенка, который просто хочет быть "как все". Не могу не сказать о своем отрицательном отношении к миру взрослых, описанному автором. Особенно поразили меня учителя этой элитной гимназии! Не хотела бы я у них учиться.
Один из исследователей творчества Бажова сказал: "Молчаливые уральские люди в его сказах заговорили, и оказалось, что язык их странен, но по-своему красив и выразителен". В отличие от сказки, сказ повествуется от третьего лица, от рассказчика. «Хозяйка Медной Горы» рассказана нам от лица Деда Слышко. Можно сказать, что сказ – это всегда ориентация на живую устную речь. В сказке повествователь - не свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Каким мы представляем повествователя в сказе: Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. П. П. Бажов - уральский сказитель. Сказ ведется от первого лица. Повествователем является простой рабочий человек, свидетель описанных в сказе событий. Поэтому и язык сказа напоминает устную разговорную речь.
Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать (видно), слыш-ко, малость, даровщина, своротить (повернуть) в сторону, цельный (целый), , хворый, обробеть, зазорно, вдосталь.
Встречаются слова с суффиксами, характерными для разговорного стиля речи, в том числе с суффиксом –ТО: «думка-то», «ящерки-то», «в лесу-то», «траву-то», «чаша-то», «чертежу-то», », «малахитом-то», «жена-то», «языком-то»)
Действие происходит на Урале и в сказе много диалектных слов: «шибко» - то есть очень; «нарядить» - отправить на ученье; «худо» - плохо; «выгораживать» - защищать, отговаривать; «сперва» - сначала; «протча» - прочее; «взъедаться» - возражать, сердиться; «маленько» - немного; «ровно» - словно; «чисто» - словно; «привечать» - жалеть )
Действие сказа происходит во времена крепостного права, поэтому мы встречаем много устаревших слов: приказчик, нарядить (назначить), оказать (обнаружить), урок (работа).
Повествователем и героями сказа являются рабочие люди, горные мастера, поэтому много слов, обозначающие горные породы: малахит, медь, алмаз. Но среди названий камней есть и русские разговорные слова: слюдка, желтяка, серебряка, змеевик, королёк, лазоревка.
В сказе простой разговорный язык переплетается с языком приданий и легенд, поэтому много народно-поэтических слов: дума горькая, запечалиться, молвить, не минучей, пол узорчатый, пташки поют - радуют, родимый, сине небушко, скорёхонько и другие.
Вороной конь из сказки Константина Паустовского "Теплый хлеб" многое повидал на своем веку. Разорвавшийся снаряд поранил ему ногу, и конь уже не мог участвовать в сражениях. Кавалеристы оставили его мельнику Панкрату, который подлечил его. Конь был терпеливый. Он новому хозяину на мельнице, терпеливо перевозя материалы для ремонта мельничной плотины. Конь отличался смекалкой и пониманием жизни. Он, зная, что Панкрату трудно заботиться о его пропитании, ходил побираться по деревне. Домов ведь много, и немного еды может дать каждая хозяйка. У коня чувствительная натура. Он до слез обиделся на Фильку, который, издеваясь, бросил лакомый кусочек хлеба с солью в снег. А с больной ногой коню трудно было подобрать его. И Филька это понимал. Конь обладал чудодейственной силой. Не стерпя обиды, он своим ржанием призвал пронзительный ветер и лютый холод на деревню. Река перемерзла и мельница не могла работать. А раз нет муки - не будет и хлеба. Деревню ждал голод. Конь гневлив. Обида помутила ему разум. Он не подумал, что из-за одного глупого мальчишки пострадает целая деревня, которая от души его кормила и уважала. Когда осознавший свою вину Филька организовал рубку и плавление льда, мельница заработала и хозяйки напекли хлеб. С теплым хлебом мальчик пришел коню мириться. Но конь обладал чувством собственного достоинства. Он не купился на подношение. И только поверив Панкрату, пошел на мировую. Конь может прощать. Поняв, что мальчик искренне раскаивается, он положил голову ему на плечо, показывая, что старое забыто и он доверяет Фильке. В этой сказке коню присущи и человеческие качества, и недостатки.
Неизгладимое впечатление.
Неприятный осадок в душе.
Дети-подростки - практически изгои общества, которых все за что-то презирают или молча ненавидят. Ненавидят за внешние физические увечья (отсутствие ноги, странная и необычная походка, инвалидная коляска), за умственную отсталость. По сути это несчастные больные дети, которые относятся к этому миру так же, как окружающие относятся к ним. Они жестоки именно потому, что понимают свою незащищенность, за то, что их не любят, сторонятся, а порой открыто издеваются.
В центре вынимания произведения тяжелая судьба каждого ребенка, который просто хочет быть "как все".
Не могу не сказать о своем отрицательном отношении к миру взрослых, описанному автором. Особенно поразили меня учителя этой элитной гимназии! Не хотела бы я у них учиться.
Герои:
Антон,
Юра,
Витька,
Митька,
Таракан,
Стеша-Стефания,
Паша,
Пантелей,
Мишаня,
Юра