ЖЕРТВА РЕВОЛЮЦИИ (Рассказ. 1923) Ефим Григорьевич — герой-рассказчик, называющий себя «жертвой революции». Он демонстрирует зажившие ссадины и царапины на ноге и рассказывает, что шесть лет назад «был задавлен революционным мотором». Служа полотером у графа Орешина, он «за четыре дня до революции» был заподозрен в краже золотых часов графини. Вернувшись домой, герой страдает от несправедливости, ибо часов не брал. Через пять дней он вдруг вспоминает, что во время работы, найдя часы на ковре, сам их «в кувшинчик с пудрой пихнул отправившись в дом графа, он по дороге узнает, что «вчера произошла Октябрьская революция», а подбежав к дому, видит, как из него выводят арестованного графа. Герой едва успевает крикнуть ему, что часы — «в кувшинчике с пудрой», как получает толчок колесами грузовика: «Ну, думаю, есть одна жертва». Герой, считающий себя «жертвой революции», ведет себя скромно и удручен лишь тем, что председатель жилтоварищества «обмеривает <...> комнату в квадратных метрах» — видимое пытаясь обнаружить у него излишки жилплощади.
Наступила зима. выпал белый пушистый снег. в лесу замело все дорожки и тропинки, а борьке не сидится дома, хочется ему по лесу погулять. вылез он из норы и удивился: кругом переполох, все бегают, куда-то спешат, торопятся. ничего он не поймёт – что случилось? и тут борька увидел на дереве ворону. она рассказала борьке, что сегодня наступает новый год, вот все и торопятся его встретить. и он пошёл в лес искать новый год. идёт он по лесу и думает: «кто же это такой, новый год, и где его можно встретить? ». шёл он шёл и заблудился. вдруг налетел ветер, поднялась метель, повалил снег. деревья качаются, скрипят. ветер мешает идти. испугался кабан борька и спрятался под кустиком. сидит, дрожит от страха. и тут на полянку выскочили три волка. они о чём-то спорили и смотрели по сторонам. борька прислушался к их разговору. волки говорили про какого-то деда мороза и мешок с подарками, и про новый год. борька обрадовался: «вот кто мне встретить новый год». а чтобы волки его не увидели и не съели, он решил осторожно пойти за ними. вскоре они пришли к полянке, на которой сидел на пеньке какой-то дедушка, а рядом с ним лежал огромный мешок. вдруг волки пригнулись и стали осторожно подкрадываться к мешку. борька догадался – они хотят украсть мешок, и он решил им помешать. он завизжал изо всех сил так, что дедушка от неожиданности чуть не свалился с пенька, а волки бросились врассыпную. борька и сам испугался и кинулся к дедушке. он только хрюкал и ничего не мог сказать. наконец всё стихло. дедушка успокоил борьку и сказал, что он дед мороз и несёт на новый год подарки. он развязал свой мешок и достал целый пакет вкусных желудей. борька был счастлив! так он узнал, что такое новый год.
Конечно, главная роль в романе - это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: «Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха.. . Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц... » Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет. Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была «маленькая аристократическая ручка» . Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные. » У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску «гладкой стали» , ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех «оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» . Печорин - «внутренний человек» . В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя «героя» эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, - с «естественным человеком» Бэлой и с «простым человеком» Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести. Печорин жестоко обращается с людьми. Так, например: сначала он похищает Бэлу и пытается понравится ей. Но когда Бэла влюбляется в Печорина, он бросает ее. Даже после смерти Бэлы он не меняется в лице и в ответ на утешения Максим Максимовича смеется. После долгой разлуки, холодная встреча с Максим Максимовичем, который считает Печорина своим лучшим другом, и очень огорчается такому отношению к себе. С княжной Мери он поступает почти так - же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за Мери. Видя это, Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, они стреляются, и Печорин убивает Грушницкого. После этого Мери признается в любви Печорину и просит остаться, но он холодно произносит: «Я вас не люблю» . И суд, ведущий.