“Прощание с Матерой”-книга о том,
что взаимоотношения
человека и земли-проблема не обычная,
а глубоко нравственная.
В повести четко обозначено противоречие
необходимости (строительство гидростанции)
и необходимого (нравственное, духовное
самосохранение человека) .
Автором прекрасно показано, как диаметрально
противоположно расходятся векторы интересов
городских и деревенских . Для одних - это
мать-кормилица, для других - немодная сфера
хозяйства.
Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким
же названием.
И все это должно исчезнуть с лица земли.
Оттёрто будет всё: дома, огороды, луга, кладбище -
вся земля уйдет под воду навечно.
С большой тревогой и безнадежной иронией говорит
старуха Дарья:
“...Она, жисть ваша, ишь какие подати берет:
Матеру ей подавай, оголодела она.
Одну бы только Матеру?! ”
А старая Настасья откровенно тоскует:
“Кто ж старое дерево пересаживает?! ”
Символична та весть, которая побудила героев начать
активное сопротивление.
Принес ее Богодул-герой, который воспринимается не иначе
как своеобразный дух Матеры .
Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил:
“Мертвых грабят! ”
Наверное, многое старухи могли бы снести молча,
безропотно, но не это.
Когда жители деревни добрались до расположенного
за деревней кладбища, работники санэпидемстанции
“доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки,
оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”.
Эта сцена в повести дает повод для глубоких
размышлений.
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим
уходом она заканчивается.
Как мы относимся к предкам, так и к нам будут
относиться потомки.
“Любовь к отеческим гробам... ” ещё Пушкин назвал
основой человеческой нравственности.
В. Распутин, размышляя об этом, показывает
несколько поколений жителей деревни.
Получаете, что чем дальше, тем слабее
становятся связи.
Старуха Дарья свято чтит память об ушедших.
Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что её
волнует, для него не самое главнее.
А внук Андрей и вовсе не понимает о чём речь.
Он, не задумываясь, принимает решение
устроиться работать на строительстве плотины,
из-за которой и будет затоплен остров,
Повесть В. Распутина воспринимается как
предупреждение.
Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и,
когда задумаются, чего же в этом процессе
больше, будет уже поздно.
Будет ли человек чувствовать себя хозяином на
новой земле, сколько поколений должно
смениться, прежде чем возродится утерянная
связь человека с “почвой”?
Да и возродится ли она вообще, если новое
поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матерой”?
"Кто мы на этой земле-хозяева или временные
пришельцы:
пришли, побыли, ни нам не нужно,
ни будущего у нас нет? ” -
обращается к своим читателям В. Распутин.
И его повесть-это напоминание о том, что истоки
нравственности русского человека всегда
находились в привязанности к земле и,
утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
ВЕСНА
Первая телеграмма из лесу.
Прилетели стаи грачей. Весна началась. Тяжелая, темная туча, закрывавшая все небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега. Родились первые зверята. У лосей и козуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы и жаворонки. Обнаружена берлога медведя под корнями вывороченной ели. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лед.
ЛЕСНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
Первое яйцо.
Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Ее гнездо - на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.
Сосунки в снегу.
В поле еще снег, а у зайчих уж родятся зайчата.
Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, - не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.
Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уже про них и забыла. А зайчатки все лежат. Бегать им нельзя: ястреб заметит или нападет на след лиса.
Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша - тетка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж кушайте! Накормила - и дальше.
И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Все равно, свои они ей или чужие.
Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, - потом несколько дней сыт.
А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.
Весенняя хитрость.
В лесу хищники нападают на мирных животных. Где увидят, так и хватают.
Зимой на белом снегу не так-то скоро увидишь зайца-беляка и белую куропатку. А сейчас снег тает, во многих местах уже показалась земля.
Волки, лисицы, ястреба, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шерстку и белые перья на черных проталинах.
И вот беляки и белые куропатки пустились на хитрость: они линяют и перекрашиваются.
Беляк стал весь серенький; у куропатки выпало много белых перьев, а на их месте отросли бурого и ржавого цвета новые перья с черными полосами.
Теперь беляка и куропатку не так-то просто заметить: они замаскированы.
Некоторым из нападающих тоже пришлось прибегнуть к маскировке. Ласка была вся белая зимой, горностай тоже, только кончик хвоста у него был черный. И им обоим удобно было подкрадываться к мирным животным по снегу: белым по белому.
А сейчас они перелиняли и стали серыми. Ласка вся черная, а у горностая кончик хвоста как был, так и остался черным.
Но ведь черное пятнышко на одежде не вредит ни зимой, ни летом; ведь и на снегу есть черные пятна - соринки да сучочки, а на земле и в траве их сколько хочешь.
По чердакам.
Обойдите дома центрального района города, и вы познакомитесь с условиями жизни населения чердаков.
Птицы, занимающие здесь углы, оказывается, очень довольны своим жильем. Кому холодно, тот жмется к печным трубам и пользуется даровым отоплением. Голубки уже сидят на яйцах, воробьи и галки по всему городу собирают соломинки для гнезд, пух и перья для своих мягких перин.
Жалуются птицы только на кошек и мальчишек, которые разоряют их гнезда.
Сонные мухи.
На улице появились большие зеленовато-синие с металлическим отливом мухи. Вид у них сонный, как осенью. Они еще не летают, а только еле ползают по стенам домов, качаясь на тонких ножках.
Целый день мухи греются на солнце, а ночью опять заползают в щели и скважины стен и заборов.
Веснянки.
Из воды через трещины речного льда вылезают неуклюжие серые личинки. Они карабкаются на набережную, освобождаются от своих шкурок-чехликов и превращаются в крылатых, стройных насекомых - ни мух, ни бабочек веснянок.
Длиннокрылые, легкие, они еще не могут летать: слабы. Им нужно солнце.
Они пешком переходят мостовую. Их давят прохожие, давят копытами лошади, давят колесами автомобили. Их проворно клюют воробьи. А они все идут да идут - их тысячи, тысячи, тысячи.
И те, кому удалось перейти улицу, взбираются на стены домов - за солнцем.
Комарики пляшут.
В солнечные теплые дни уже пляшут в воздухе комарики.
Не бойся их: эти не кусачие, это комары-толкуны.
Легкой стайкой, столбиком держатся в воздухе, толкутся, кружатся.
И там, где их много, - воздух в крапинках, как в веснушках.
Объяснение: