Николай Гоголь – величайший сатирик своего времени, мастер слова и уникальная личность. В своих произведениях он раскрывал черты людей различных слоев населения, иногда до крайности утрируя их. И это стало основной характеристикой его творчества. Вспоминая труды пера Гоголя, в голову сначала ударяют воспоминания об эмоциях героев – настолько ярко они описаны, а затем уже перед глазами возникает образ самих героев , не только непревзойденный талант, но и внутреннее чутье к психологическим аспектам человеческого мышления, позволяли писать Николаю Васильевичу произведения, которые по сей день служат примером каноничной русской литературы.
Есть у Гоголя произведения, в которых можно проследить его отношение к определенным слоям общества особенно явно. Одним из них является пьеса «Ревизор». Автор высмеивает общественные устои, власть, раскрывая порочность человеческой души, и делает это с тончайшим мастерством умелой сатиры. Отсутствие положительных героев в пьесе заставляет увидеть изнанку прогнившего мира, где каждый человек – порождение серости, пошлости и невежества. Читатель видит утрированное отражение правящей элиты современного мира в образе чиновников, которые, словно голодные псы, не упускают ни единой возможности нажиться на простом народе и пытаются найти выгоду из каждого принятого ими решения.
Произведение Николая Васильевича Гоголя не является повествованием о жизни народа, оно – призыв к действию, яростное желание искоренить порочность и невежество власти. Несмотря на то, что пьеса написана в комедийном жанре, она имеет высокий уровень нравственно-духовной ценности. При рассмотрении персонажей произведения - пустых, недобросовестных, нечестных подхалимов, возникает желание быть лучше, как можно меньше походить на чиновников гоголевской комедии.
Анализируя поведение чиновников, важно отметить, что их действия напрямую связаны с абсолютной безнаказанностью. Городничий не только дает полную волю чиновникам, но и сам показывает себя как человека грешного, порочного. Читатель «знакомится» с характерами персонажей, в первую очередь, благодаря их говорящим фамилиям: Уховертов, Ляпкин-Тяпкин, Хлопов и другие. Такой прием завершить образы бездуховных представителей общества, сохраняя ноту комедийности.
Пьеса «Ревизор» направлена против всего, что чуждо нравственности и духовности: казнокрадства, нечестности, коррупции… Произведение заканчивается немой сценой, которая тоже немало сказать читателю.
Однако установить время появления хохломской росписиисследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.
Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.
В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.
В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать её окраски. Но у хохломских мастеров был свой золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.
Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси...Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства...)
В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.
Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.
Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики.
Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.
Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.
Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.