Вспоминается мне, что в школьные годы чудесные были у меня огромные проблемы с "Капитанской дочкой", да в общем-то и со всей задаваемой литературой, ужасно не любила читать школьную программу (не любила и не читала). С сочинениями дело обстояло еще хуже учителю, разрешавшему писать сочинения дома на черновике, а непосредственно в классе просто переписывать их в отдельную тетрадь. Наверное благодаря этому большинство моего класса (как в прочем и я) смогли таки получить в аттестат по литературе приличные оценки. Так вот. Почему-то процесс написания сочинения по "Капитанской дочке" вгрызся в память мертвой хваткой. До сих пор помню, как пересказывала маме произведение, сама прочитав его в кратком изложении. Обложившись кучей книжек с критическими статьями, комментариями и серией "Школьные сочинения" (или "1000 школьных сочинений", уже и не вспомнить), мама писала за меня сочинение. Получилось у нее не дурно. С огромным скептицизмом я взялась вчера за прочтение Пушкина, и была удивленна. Книга прочлась на одном дыхании буквально за пол дня. Вызвала бурю эмоций и впечатлений. Замучала гражданского мужа восклицаниями и зачитыванием отрывков по мере прочтения. Сделала для себя вывод - надо перечитать всю школьную программу. И так книга. Гринев, по мере прочтения, проходит путь от домашнего мальчика до настоящего героя, ожесточенно сражающемся за свою любовь. Швабрин подлый трус, как говорится в небезизвестном мультфильме. Вообще Пушкин передал образ Швабрина очень точно, с первого же упоминания вызывает отрицательные эмоции, какой-то он "скользкий" что ли. Наверное поэтому и предательство Швабрина было для меня предсказуемо. В общем-то как и расплата, постигшая его в конце. Образ Марьи Ивановны кроткий, скромный и добрый. Вот она настоящая девушка, из которой получится идеальная жена. Пугачев - разбойник. Очень задела сцена казни коменданта с комендантшой. Так и не смогла я простить Пугачеву этого, даже не смотря на оказанную милось Гриневу и Маше. Закончилась история счастливым окончанием. Маша объяснила всё королеве и Гринева помиловали. В общем хэппи энд :))) Дааа, сочинения писать так и не научилась :)) Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000509063/reviews-kapitanskaya-dochka-sbornik-a-s-pushkin
Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна героиня, Софья.
Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего» .
Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! Так можно только ощущать, Когда лишаешься единственного друга.
Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» . Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» . Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» . На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демо