В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период Кавказской войны при Николае I.
Главный герой произведения – русский офицер Жилин, служивший на Кавказе. По происхождению он являлся обнищавшим дворянином, однако, несмотря на это, был честен, имел добрую душу и чистые намерения. Ростом он был невысок, но достаточно силен. Пожилая мать героя просит навестить ее и тот отправляется к ней вместе с обозом, взяв отпуск. И на пути попадает в плен к татарам, захватившим его с целью выкупа. Происходит это по вине его товарища, офицера Костылина, который проявив невообразимую трусость покидает Жилина, забрав с собой ружьё.
Находясь в плену, Жилин был продан Абдулу, с чьей дочерью – обаятельной девочкой Диной, с течением времени, подружился, вылепливая для нее кукол из глины. Девочка, в ответ, по мере сил и возможностей ему, приносив еду, такую как лепешки, мясо и молоко. Жилину удается наладить взаимоотношения с татарами: он то и дело занимается работой, присматриваясь к людям, и на итог, в сарае его запирают лишь на ночь, поскольку ему удается завоевать доверие татар.
Костылин же, грузный мужичок из богатой помещичьей семьи, отличившийся своей трусостью, также был пойман в плен и попал к тому же хозяину, что и Жилин.
Толстой весьма красноречиво указывает нам на контраст между этими двумя героями. Волевой, мужественный, находчивый Жилин и пассивный, эгоистичный и обделенный умом Костылин. И несмотря на эти явные различия, на протяжении всего рассказа Жилин действительно пытался своему товарищу. Сделав подкоп под сараем, герои намереваются совершить побег, но по вине Костылина терпят неудачу.
Не заботясь о собственной судьбе, на Жилину, в очередной раз, приходит дочь хозяина Дина. Много миль преодолевает Жилин с оковами на ногах, прежде чем встречается с солдатами и казаками.
Однако, основная мысль этого произведения не только лишь в том, чтобы показать пример Жилина как положительного героя и акцентировать внимание на том факте, что всем нам следует брать с него пример, но и в том, насколько глупа и бесчеловечна была Кавказская война, ведь по обе стороны враждующих народов есть как плохие, так и хорошие люди.
Мне понятна и близка позиция автора, который справедливо считает, что "сегодня человек забыл, что все мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери". Автор с горечью и недоумением говорит о том, что человек, получивший неограниченную власть над природой, стал варваром, что он использует эту власть не во благо, а во вред природе.
Я согласен с ним потому, что воочию убеждаюсь, как далеко зашел человек в своем кощунственном отношении к окружающей среде. На планете всё меньше остается чистой воды, свежего воздуха, не засоренной отходами земли... Вместо чистой воды - нефть в колодцах, вместо свежего воздуха - выхлопные газы, вместо пашни - мусорная свалка.
И всё-таки остается ещё слабая надежда, на то, что люди одумаются и приведут Землю в порядок. В этом направлении работают как правительства развитых стран, так и простые волонтеры, которым небезразлично будущее планеты. Например, в прекрасном городе Вена я собственными глазами видел здание, похожее на красивый дворец в современном стиле. От него нельзя оторвать глаз. А это, оказывается, мусороперерабатывающий завод. И расположен он в центре города. При сжигании мусора из его труб не вылетает ни одной молекулы ядовитых газов! Вот каким примерам стоит подражать, вот к чему надо стремиться.
Хотелось бы, чтобы никто не оставался в стороне от этого хорошего дела. Ведь практически весь мусор можно перерабатывать, надо всего лишь собрать его! Так мы нашей планете, сделаем "красоту земли одухотворённее, ближе и милее нашему сердцу".