Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя . Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород" и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей. Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести " Шинель ". Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию. " Шинель " занимает особое место в цикле петербургских повестей . Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал "колоссальным". У Гоголя Башмачкин "был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться". Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим "канцелярские насмешки" своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы. Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все "значительные лица". Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью "значительных лиц" вызывали в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение. В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя . Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя , "неожиданно принимает фантастическое окончание". Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели , "не разбирая чина и звания". Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.
1)При крепостном праве людей продавали,как скот.Крепостые были полной собственностью хозяев,их наказывали,секли,для уважения,заставляли работать.Породистые собаки ценились выше,чем люди. 2)Поручик Вяземский Митьке вернуть достоинство,мальчик почувствовал,что он человек и может гордиться этим.Митька поручика,вынес с поля боя на себе раненого,за что получил взбучку от Суворова и медаль за отвагу. 3)Суворов-великий полководец,Митька познакомился с ним на войне.Екатерина Великая-императрица,в её эпоху начало падать крепостное право.Вяземский-историческая личность,Вяземский Петр -русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель,употреблена лишь фамилия персонажа.Франц Иванович Нейман-немецкий физик,употреблено имя исторического персонажа.Юсупов-генерал Юсуповский,использовано историческое имя. 4)Главное для Митьки-это разлука с родителями,его продали старой барыне в услужение.Это переломный момент жизни мальчика,он перестал быть смиренным и начал убегать от хозяев.Поручик Вяземский тоже важен для Митьки,он становится человеком и обретает друга,не очень надёжного,но друга.Самый важный момент-это отношения с Дашей,двое детей друг другу,но Даша мерла по вине немца,за что Митька и поджёг дом барина,подперев дверь. 5)Митька бежал от господ,он попадал в разные места,даже был на взятии Исмаила.Поэтому он сумел повидать часть мира,путешествуя с новыми хозяевами.Больше в жизни Митьки было хорошего,он сумел выжить,вернуться к родителям,посмотреть мир,видел много плохого,как живут люди и как бедствуют.Хорошее Митка усваивал,а от плохого сбегал. 6)Митя Мышкин научился главному-выживать,поэтому он знает,какой жизнь может быть.Он не глуп,сделал выводы,что от плохого можно убежать,верит в справедливость и может за себя постоять.Человек с состраданием,неравнодушный к чужим судьбам сможет устоять перед ударами судьбы,выдержать их и не только себе,но и окружающим,а такие люди не пропадут в жизни,а выбьются в люди.
Конечно, Чацкий - истинный патриот. Он Москву любит, поэтому и вернулся из-за границы. Но здесь всё то же: взяточничество, ложь, чинопочитание, обман.. . Должности не заслуживаются, а раздаются: "Упал он больно, встал здорово", "Кто ключ имел и сыну ключ умел достать, кто был богат и на богатой был женат? Максим Петрович! " А Чацкий "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он мечтал "служить делу, а не лицам". Только такое положение дел продвигает страну по пути прогресса. Чацкий мечтал видеть страну развитой, сильной, поэтому он патриот. Фамусова устраивало личное благополучие, дальше своего носа не видел, это не патриотизм, а убожество нравов. (У него в календаре, который ему читал Петрушка, записаны дела ничтожные, совсем не государственные, как было положено решать чиновнику: сходить то на похороны, то на обед, то на крестины...)
Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести " Шинель ". Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
" Шинель " занимает особое место в цикле петербургских повестей . Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал "колоссальным". У Гоголя Башмачкин "был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться". Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим "канцелярские насмешки" своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все "значительные лица". Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью "значительных лиц" вызывали в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя . Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя , "неожиданно принимает фантастическое окончание". Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели , "не разбирая чина и звания".
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.