Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы. Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект. Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!». Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -Пискарев. Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим. Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился...». А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым. «Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь. Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект. Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева. Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него...». Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.
Остап к наукам не тянулся, они ему не легко давались . В первый же год обучения в бурсе он сбежал, за что был высечен розгами, когда его поймали. Несколько раз он закапывал свои учебники в земли, за что его опять секли . И только угрозы отца заставили Остапа взяться за ум. Тарас сказал, если он не выучиться в бурсе, то он отдаст его в церковные служки и тот лет двадцать будет находиться там. Эти угрозы подстегнули Остапа к тому, чтобы стараться учиться и он стал один из прилежных учеников бурсы. Товарищи его любили, так как он всегда был надёжным другом. Он никогда не предавал своих друзей, всегда во время приходил на выручку и за это снискал уважение людей. Остап был точной копией своего отца, такой же патриот . Единственное, чем он не был похож на Тараса Бульбу это отношение к матери. Тарас не во что не ставил свою жену, не испытывал к ней уважения, Остапа же наоборот ранили слёзы матери. Он был нежен к ней. Именно из таких , как Остап и получались настоящие казаки, для которых имело значение только одно - Родная Отчизна, честь и война.
Андрий не походил на своего брата. Учёба давалась ему очень легко , да и учился он с большим интересом. Андрий был очень хитёр и изворотлив, он всегда мог найти повод, чтобы избежать наказания . Также , как и брат был хорошо развит физически и , как любой казак мечтал о подвиге. Но главным отличием от брата был некий романтизм, пылкость натуры и конечно ожидание любви. Андрий был очень пылкой натурой. Наверное именно эти качества и не сроднили его особенно с другими учениками бурсы и именно желание любви сделало из Андрия предателя своей Отчизны. Он увидел красивую полячку, страстно влюбился в ней и тут же позабыл о долге перед родной Землёй. Так Андрий стал предателем, и переходит на сторону врага.
Два брата такие разные, и на первый взгляд кажется, что у них одинаковая судьба, НО НЕТ ! Остап умер , как Герой, Андрий , как Предатель !
Определила так сама,
Всем глупым-счастье от безумья.
Всем умным-горе от ума.". (В.П.Андреивич)