Гектор. Главный соперник великого героя, поэтому сам должен быть велик. Гектор защищает свою родину, землю. Обаятельный образ человека. Высокий уровень ответственности. Вообще-то Гектор – противник троянский войны. Он хочет свой город. Сторонник мирного разрешеня конфликта – предлагает оплатить военные издержки, вернуть грекам Елену и сокровища. Но враждебные, злые силы тешат свое самолюбие и мешают Гектору. Каждый день герой бесстрашно идет в бой. Приам стар, Парис изнежен. Гектонр сражается с Диомедом и с Аяксом. Гектор разбивает камнем ворота греческого лагеря, поджигает корабли, вступает в борьбу с Патроклом. Связан с мирной жизнью. Радость бытия – любовь к сыну и Андромахе. Самая лирическая сцена «Илиады» - свидание Гектора с Андромахой. Андромаха из соседнего племени, всех ее родных убил Ахиллес. Молит супруга не уезжать. Но Г не может прятаться в стенах Трои, для него защита города – долг, а прятаться стыдно. Свидание Гектора с сыном – тонкая психологическая сцена. Добр. Елена никогда не услышала от него злого слова, больше всего его ценит. Но, в отличие от Ахилла, Гектор – обычный человек. Тело Ахилла не может поразить рука смертного. В единоборстве сталкиваются неравные силы, демон и человек. Сцена, поражающая внутренним состоянием человека, потому что литра тогда еще была неразвита для изображения внутреннего мира. Психологизм выражается с поступком – сердце Гектора заражается страхом. Причем только Зевс решает, кто победит, а Афина Ахиллу. Жестокость Ахиллеса – Гектор просит его похоронить, одать тело, а «герой» издевается над трупом. Гомер утверждает образом Гектора, что всем людям суждено страдать от насилия. Сильные не задумываются над убийством. На любую силу найдется большая сила. Идея возмездия злоупотребляющему силой – идея всей гр. Лит-ры. Справедливости и любви нет места на поле битвы. Гектор противопоставлен Ахиллесу.Ахиллес – богоравный и богоподобный. Без его участия не может пасть Троя. Идеал воина героического эпоса. Одним своим свирепым видом отгоняет троянцев от тела патрокла и, мстя, убиавает столько врагов, что вода в реке превразается в кровь. Кровожаден, не знает милосердия и доброты. В этом же бою убивает 12 сыновей Приама. «Из мыслей изгнал справеджливость». Убивает множество пленников на могиле Патрокла. Индивидуализм и обостренное самолюбие, обидчивость. Только гибель друга сподвигает Ахиллеса сражаться. Холодность и страстность, сентиментальность и кровожадность, - Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь. Герой Трои. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело».Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом.Пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с Андромахой (он пылко любит её, но долг для него превыше всего).При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит Нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит.Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою (внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасна. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его оставил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния: Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают! Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился, Он же внутри, за стеной, а меня обманула А
1) автори пам'ятника — відомий радянський скульптор м. г. манізер і архітектор й. г. лангбард .2) енгельгардт 3) остап вересай4) «хоть бы одним глазом взглянуть, одним ухом послушать», — так відзивалась мрія побувати в театрах петербурга. та повернутись додому, де він зможе створити сім'ї5)про події 1847 року. шевченко був заарештований 5 квітня 1847 р. на переправі через дніпро у києві.шевченка допитував начальник iii відділу граф орлов. 6) першим коханням молодого шевченка була оксана, його ровесниця. родичі та знайомі закоханих були впевнені, що молоді одружаться, щойно досягнуть старшого віку. але надії були марними — тарас у валці свого пана павла енгельгардта мусив поїхати до вільна. розлука була несподівана і довга. усе своє життя шевченко згадував ту дівчину, яку колись кохав. наступною жінкою, яку він кохав, була польська швачка дзюня гусіковська. у 1843 році шевченко їде в україну і там зустрів ганну закревську, якій згодом присвятив вірш «г. з.». наступними жінками, що займали місце в серці поета, були варвара рєпніна, сільська дівчина глафіра та агата рускова, 16-річна актриса катерина піунова, яка, напевно, просто не наважилася пов’язати своє життя з модним, але скандально відомим художником, майже на тридцять років старшим від неї. останнім коханням поета була 19-річна дівчина лукерія полусмак, яка наймитувала в петербурзі. простакувату дівчину тарас зваблював дорогими подарунками, але вона не захотіла залишити столичного життя й переїхати в україну, щоб жити в селі. покинула поета й вийшла заміж за перукаря яковлева. і лише 1904 року, після смерті свого пиячка-чоловіка, лукерія яковлева-полусмак, залишивши дітей в петербурзі, приїхала до канева і щодня приходила на могилу шевченка. 2)на ці гроші, дочекавшись неділі, він вирішив накупити дітям гостинців. тарас григорович вирушив на базар і накупив стільки ласощів, що ледве доніс до квартири . подвір'я, посипане свіжою скошеною травою, манило дітей качатися й перекидатися. але цим справа ще не закінчилася, по обіді перекупка цілий віз яблук, груш, пряників, тощо. це друге угощання відбулося вже за містом на прилеглому до пріорки вигоні, куди господиня, боячись за цілість свого садка, випровадила галасливу ватагу разом зі своїм квартирантом.«тече вода в синє ». це один із перших віршів шевченка, що дійшли до нас. написаний 1838 у петербурзі. вірш тараса шевченка під назвою «думка» починається зі слів «тече вода в синє море». що малося на увазі найбільш видатним українським поетом, коли він писав ці рядки? у даному вірші розповідається про те, що козак пішов на чужину. він залишив позаду батьків, рідну йому дівчину, хоча вони були йому дуже близькі. він пішов тому, що вирішив шукати нове життя. але з чого він взяв, що з чужими людьми буде краще, ніж зі своїми? у вірші розповідається, що на чужині дуже складно жити – ти нікому не цікавий, іноді навіть душевно поговорити нема з ким. козак розраховував знайти на чужині краще життя, зустріти свою долю, покращити майбутнє. але, здається, у нього зовсім нічого не вийшло – він залишився фактично сам і нікому не потрібний. пройшло вже досить багато часу з тих пір, як він залишив будинок, а тому повернутися на батьківщину вже не можна – шляхи биті заросли тернами. козак дивиться на журавлів, які летять додому, на воду, яка тече в рідне для неї море, і розуміє, що він ніколи не зможе зробити так само і приєднатися до тих, хто йому ближчий всього. віршем шевченко започаткував одну з магістральних тем своєї лірики — проблему змагання героя з долею.