Сохранившиеся трагедии позволяют наметить 3 этапа в ТВ-ве Эсхила. К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большое развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Черты художника-гуманиста. Прометей, один из титанов, представителей «старшего поколения». В Борьбе Зевса с титанами он на стороне Зевса, но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился.Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни. Эсхил отказывается от представления о былом «золотом века» и последовавшем затем ухудшении жизни человечества. Он принимает противоположную точку зрения: человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась. Мифологическим подателем благ разума и является у Эсхила Прометей. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Вся природа сочувствует страданиям Прометея. Новому властителю богов (Зевсу) приданы черты греческого тирана: он неблагодарен, жесток и мстителен. Но Прометей предпочитает все муки рабскому служению у Зевса. Образ Прометея, человеколюбца и борца против тирании богов, стал символом борьбы за освобождение человечества.Прометей прикованный – это трагедия характеоров. Это не драма действий, но драма характеров. Желание вернуться к такому – у Шекспира. Целый ряд второстепенных персонажей. Власть и Насилие ведут Прометея, люди черствые, жестокие, главные палачи. Гефест – друг Прометея. Очень силен, но слаб по характеру. Боиться нарушить приказ Зевса. Хор – Океаниды, воплощение любви. Титан Океан – льстивый придворный, пытается найти компромисс. Половинчатая позиция показана Эсхилом: проблема выбора у всех. Ио – еще одна жертва Зевса, доведенная до плачевного состояния. Но Зевс здесь еще и труслив – боится за свое будущее. Полный, широкий образ. Существо, которое даже не смеет появиться перед поверженным. Прометей восстал против необходимости. Смысл образа – тираноборец. Заключительный мотив – тема страдания.
Обращение к историческому дляГоголя означало-движение общественного развития.Носителем исторической справедливости были не высшие сословия,а широкие слои народа.Опираясь на творческий опыт декабриств Гоголь в разработке исторической темы шел своим путем.Он преодолел противоречия народа в "Тарасе Бульба" ,то которое было у поэтов декабристов,изображающие героев-одиночек.В отличии от других писателей Гоголь показал широкий размах народного движения против национально гнета. Исторической теме посвященна повесть Гоголя "Тарас бульба".Тарас Бульба национальный герой,представитель жизни целого народа в известную эпоху жизни.В повесте Гоголь показывает дух общий характер всего целого.Запорожская сечь это место действия повести,община украинских казаков,возникшая для военных целей.Законы в сечи были строгие.есле казак проворовался,это считалось позором всего казачества.Казака привязывали к столбу,ложили рядом дубину и каждый прохожий обязан был его ударить.Запорожская вольница,непритязательный быт.разгульные обычаи.строгие законы закаляли и воспитывали казаков!Они становились храбрыми и выносливыми защитниками своей Родины!Казаки всему учились сами,главным занятием запорожцев была война.