Ожерелье из пятен для самой королевы! (От лица барона Мюнхаузена )
Как-то раз, попивая чаи с самой Елизаветой второй, с которой мы были хорошими друзьями, она как-то промолвилась, что хотела бы получить в подарок на свои именины чудное ожерелье, с необычными камнями. Ну, я и говорю:
- я могу добыть для вас ожирелье из пятен жирафа - заявил я ей, на что она лишь удивлённо похлопала своими большими ресницами. Королеву явно заинтересовал тот вопрос и я тут же отправился в Африку. Долетел я туда на стае голубей. Всем же известно, что на голубях куда быстрее можно добраться до Африки, этого не знают лишь глупцы. Я устроил засаду и стал ждать жирафа, попутно разговаривая со своей старой знакомой змеёй. Да, ничего нового у этой гадюки не было. Но вот, появился жираф! Я выскочил из кустов и облил его водой. Пятна тут же начали с него стекать и я быстренько их собрал. И вот я думаю, победа! Но нет, жираф начал палить в меня огнем и реветь словно тигр. Мне пришлось обороняться. С хитрости и ловкости я смог запутать длинноногое животное и уйти невредимым. Выкопав ямки я разлил туда пятна и положил нитку. Вскоре пятна затвердели и я вернулся, дарить королеве Елизавете удивительное ожерелье с неменее удивительной историей .
"Полтава" была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу
Первая тема "Полтавы" - судьба русского государства среди других европейских государств русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями - нашествием Наполеона и поражением его, "когда падением ославил муж рока свой попятный шаг". Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
Героем, стоящим в центре этой темы в "Полтаве", является Петр, а центральным эпизодом - Полтавский бой и пир после победы.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, - тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины
), а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму "Мазепа".
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема "Полтавы" - тема частного человека, раздавленного колесом истории. Мария - сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога) , драма Марии придает трагический характер и всему произведению. "Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня", - писал Пушкин о "Полтаве" в статье "Опровержение на критики".
Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней. Он предпослал "Полтаве" в первом издании предисловие
), где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории.