Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы» . Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога» . Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра» , «старуха Изергиль» , «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля» , «ширь степная ему понятна» , «говор морской волны веселит ему сердце» . А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя) , и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза» , «громадная трубка» , «густые клубы дыма» , «темнота стен» , он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода» .
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде» . Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу» . «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя» . Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.
Мы довольно часто читаем в газетах или слышим по радио и телевидению о героизме самых разных людей, восхищаемся ими. А как иначе? Нельзя не поразиться смелости ребёнка, бросившегося в реку, чтобы свою сестру, или отваге пожарного, вынесшего из огня человека!
В. Санин описывает в своём тексте подвиг Кожухова, который тушил склады боеприпасов на полигоне. В самый ответственный момент этот ответственный пожарный проявил хладнокровие и придумал свой борьбы с огнём. Мнение В. Санина об этом поступке мы можем узнать из слов начальника полигона: автор текста восхищается пожарным и добровольцами тушить пожар.
Я согласна с мнением автора. Мне кажется, что для совершения подвига человеку необходимы определённые качества: отвага, смелость, хладнокровие, и, конечно, любовь к людям. Без неё невозможно совершить ни один прекрасный поступок ради кого-то, без неё не получится принести себя в жертву. Об этом рассказывают нам многие писатели в своих произведениях, например, А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка»: его героиня Маша Миронова ради своего любимого отправилась к главе государства. Сколько смелости, сколько любви нужно, чтобы решиться на этот шаг! Простая девушка смела просить у царицы! Такой поступок – это, несомненно, подвиг.
О смелом деянии повествует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»; в одной из историй рассказывается о юноше Данко. Этот молодой человек вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу людям и вывести их из тьмы. Данко обладал исключительными качествами, присущими только по-настоящему смелому человеку. Этот юноша и Маша Миронова – герои, люди, которые должны быть примерами для подражания.
Совершит подвиг дано не всем. Но давайте будем стремиться быть похожими на героев и, как они, любить людей. Ведь благодаря этому мы можем окружающим, дарить им тепло и радость, а это – уже подвиг.