Одним из центральных героев романа Александра Пушкина "Дубровский" был богатый помещик Троекурову, бывший сослуживец и хороший приятель Дубровского. Невольно всплывает вопрос о том, что же такое дружба и как она показана в произведении?
С одной стороны это общение с близкими по духу людьми, но в то же время это что-то очень хрупкое и абстрактное. Ведь даже обидное слово может разрушить отношения двух друзей и превратить их в злейших врагов. Отношения Троекурова и Дубровского это яркий пример дружбы и вражды - ранее они были друзьями, но потом повздорили: "Некогда были они товарищами по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера."
Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Впервые их знакомство произошло на службе, а затем и вовсе Троекуров был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Переезд послужил отличным поводом для их крепкой дружбы - так и началась история дружбы двух этих людей.
Отношения у героев складывались наилучшим образом. Но их искренняя и крепкая дружба быстро переросла в откровенную ненависть. В этом моменте Пушкину удалось наглядно показать тонкую грань, когда два друга становятся злейшими врагами. Причем дружба рухнула по смешной причине, которую легко можно было бы обойти стороной. Дерзкий ответ слуги Троекурова послужил причиной разрушения таких прекрасных взаимоотношений, которые казались нерушимыми. " несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение."
Потом Дубровский заметил, что Троекуров ворует у него лес. "...наехал на Покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать". Это была вторая их "крупная" ссора, которая оказала существенное влияние на отношения в итоге.
В конечном итоге, незначительные ссоры привели не только к разрушению крепкой товарищеской связи, но и к болезни Дубровского. Также, стоит отметить, что война двух помещиков нанесла отрицательный отпечаток на их детей. Казалось бы, для решения такого конфликта достаточно было одного "прости", но дворяне из романа были слишком гордые и властолюбивые. Никто из них не смог сделать первый шаг для того, чтобы не потерять друга. А была ли тогда дружба? Скорей всего, это невозможно назвать настоящей дружбой, это были самые обычные соседские отношения бывших сослуживцев. А такие отношения, обычно, носят кратковременный характер. Невозможно назвать дружбой то, что разрушилось, как тот карточный домик, легко и быстро, и, возможно, именно эту мысль вкладывать писатель, описывая отношения этих двух героев произведения.
Рассуждать о том, помирились ли Троекуров и Дубровский можно достаточно долго, так как Пушкин позволил читателю самостоятельно предложить какими будут отношения двух соседей. Остается только строить различные предположения насчет того, помирились ли бывшие друзья в конечном итоге, или так и остались непримиримыми врагами на всю оставшуюся жизнь.
+ Древняя аттическая комедия
Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин» , «ученый шарлатан» , «шут» , «пьяная старуха» и т. п.) , среди произведений афинских комедийных поэтов попадаются пьесы с пародийно-мифологическим сюжетом, но ни то ни другое не составляет лица аттической комедии. Ее объект - живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни.
Другая отличительная черта - полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Эврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными.
«Древняя» комедия обычно не индивидуализирует своих персонажей, а создает обобщенные карикатурные образы, используя при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. Это имеет место даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста» ) вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана» .
Сюжет комедии имеет по большей части фантастический характер. Чаще всего осуществляется какой-либо несбыточный проект изменения существующих общественных отношений; например, в комедиях Аристофана герой заключает во время Пелопоннесской войны сепаратный мир со Спартой для себя и своего семейства («Ахарняне») , основывает птичье государство («Птицы» ) и т. д. Сатира облекается в форму утопии. Самое неправдоподобие действия создает особый комический эффект, который еще усиливается частым нарушением сценической иллюзии в форме обращения актеров к зрителям.
Объединяя комос с карикатурными сценками в рамках несложного, но все же связного сюжета, «древняя» комедия имеет очень своеобразное симметрическое членение, связанное со старинной структурой песен комоса.
В прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, часто сопровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. После агона цель обычно достигнута. Тогда дается парабаса. Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются различные докучливые пришельцы, нарушающие это блаженство. Хор здесь уже не принимает участия в действии и только окаймляет сценки своими песнями; следи них часто встречается эпиррематически построенная партия, неудачно именуемая обыкновенно «второй парабасой» . Заканчивается пьеса процессией комоса.
+ Новая аттическая
Вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политической деятельности гражданина, Н. а. к. обратилась исключительно к частной жизни человека. В области сюжета испытала влияние Еврипида. В Н. а. к. , известной по творчеству Менандра и фрагментам из сочинений др. поэтов, много условного, характеры строятся по определённым типовым категориям (скупой отец, влюблённый юноша, пройдоха раб и др.) . Пружиной действия в Н. а. к. является любовь; комический элемент играет подчинённую роль либо вовсе исчезает.