Ема, над которой я работаю в течение ряда лет, - «формирование нравственности учащихся через постижение и мировой духовно-нравственной культуры». на каждом уроке или внеклассном мероприятии стараюсь воспитывать в учениках нравственные качества. в последние годы все здравомыслящие люди бьют тревогу по поводу того, что нравственность молодых все больше приобретает негативные черты. но мы учителя, поэтому нам нельзя опускать руки. особая роль в деле нравственного воспитания принадлежит художественной , проверенной временем. основная учителя-словесника состоит в том, чтобы ученикам постигнуть духовный опыт великой . я хочу поделиться опытом, как провожу смысловой анализ художественного произведения, которое содержит нравственные проблемы. именно смысловой, так как существуют также другие виды анализа текста. для анализа я взяла рассказ тэффи «жизнь и воротник».тема урока звучит так: «нравственные проблемы рассказа тэффи «жизнь и воротник» (смысловой анализ художественного произведения). цели урока: 1. коротко познакомить с личностью тэффи и содержанием рассказа «жизнь и воротник». 2. проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа. воспитывать нетерпимость к негативным проявлениям характера и поведения героини. 4. показать актуальность рассказа для нашего времени. до недавнего времени мои ученики на уроках в 8-ом классе работали по учебнику г.и.беленького, но уже второй год используют хрестоматию авторов в.я.коровиной, в.п.журавлева, в.и.коровина. именно в новом учебнике помещен рассказ тэффи «жизнь и воротник», и я посчитала, что материал рассказа может послужить поводом для разговора со старшеклассниками о жизни, о том, как не совершить ошибок, которые могут испортить жизнь, и даже не одному человеку. а еще мне интересна личность писательницы, верность выбранной профессии на протяжении такой большой и богатой событиями жизни. в ходе урока использовалась презентация по теме урока, фонохрестоматия по для 8 класса, учебная хрестоматия для 8 класса. ход урока: 1. организационный момент: проверка готовности учеников к уроку. 2. объявление темы, постановка целей урока. демонстрируются слайды №№2 – 3. 3. слово учителя об авторе рассказа «жизнь и воротник». (слайд№4) слышали ли вы когда-нибудь это имя – тэффи? она принадлежит к плеяде писателей зарубежья, которые покинули родину после октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно . так как их произведения не издавались в , мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно. итак, тэффи. это псевдоним. настоящая фамилия писательницы – лохвицкая надежда александровна. дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к . став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала«сатирикон»  (слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «тэффи». в 1918 году эмигрировала, обосновалась в париже. поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. (слайд №8): 1. гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные. 2. мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия. 3. извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером. 4. корюшка – небольшая морская промысловая рыба. 5. омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. 6. профукать – промотать,
Роман «герой нашего времени» м. ю. лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. в данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет. печорин является сложным и противоречивым человеком. роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны. образ печорина в главе «бэла» характеристика печорина в главе «бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа – максима максимыча. в данной главе описаны жизненные обстоятельства печорина, его воспитание и образование. здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.читая первую главу, можно сделать вывод, что григорий александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества. печорин – герой нашего времени, со слов максима максимыча пожилой штабс-капитан максим максимыч – человек мягкий и добродушный. он описывает печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент много говорить и шутить. когда максим максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную , которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом григория печорина. в силу своей прихоти главный герой крадет девушку бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. позже бэла страдает из-за появившейся холодности григория, но ничего не может с этим сделать. замечая, как страдает бэла, штабс-капитан пытается поговорить с печориным, но ответ григория вызывает у максима максимыча лишь непонимание. у него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. все заканчивается смертью девушки. несчастную убивает казбич, который ранее погубил ее отца. полюбивший бэлу как родную дочь, максим максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым печорин перенес эту смерть. печорин глазами странствующего офицера характеристика печорина в главе «бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. в главе «максим максимыч» печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. поведение и внешний вид печорина уже привлекают внимание. например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.
А названа потому что о нем же речь и идет)