Главная мысль рассказа «Что я люблю» заключается в том, что любовь – это всеобъемлющее чувство. Ребенок любить с самых малых лет. Он не делает различий между мороженым, слоном и родителями. Для него всё важно и ценно. Главное для родителей, чтобы в ребенк знал, что такое «любовь» и у него формировалась любить. Тогда он вырастет настоящим человеком. Рассказ учит не стесняться своих чувств и любить искренне тех, кто близок и дорог. Денис любит маму и папу, а еще мороженое, газировку, лошадей и слонов. Он так много всего любит, что это просто невозможно перечислить в одном рассказе.
В рассказе Бунина присутствует как явная, так и скрытая информация. Явной информацией негодование и размышление героя, описание природы и жизни вокруг (флейтовое пение иволги, мужик, идущий с погоста). Что же касается скрытой информации, то, если вспомнить, что рассказ был написан в 1924 году, после революционных событий, то можно предположить, что в этом рассказе Бунин ведёт полемику с теми советскими критиками, которые отрицали или всю классическую литературу, или какую-то её часть. Возможно, что автор своим произведением пытается доказать, что, конечно, не стоит совсем отрываться от реальности и жить лишь книжными образами, но и жизнь без литературного и культурного наследия тоже невозможно, так как это ведёт к духовной деградации, а затем и смерти, человечества (образ погоста). В финале Бунин всё же утверждает торжество слова ("И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!"), как бы доказывая этим бессмертие литературы. Без знания и без понимания того, что означают перечисленные Буниным имена собственные (Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова), то есть, без знания литературно-культурного наследия, невозможно до конца понять и адекватно оценить, что именно хотел сказать автор: "Только взаимосвязь ходожественного и реального миров может дать человеку покой и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя, даже опасно заострять свое внимание только на одной из сторон бытия".
19 октября 1811 — день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска, а Пушкин был одним из тех первых лицеистов.
2. Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
3. Он не пришел, кудрявый наш певец — Корсаков,
Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин
О Пущин мой, ты первый посетил... — Пущин
Ты, Горчаков... — А. М. Горчаков
О Дельвиг мой... — Дельвиг
Скажи, Вильгельм... — Кюхельбекер
Безусловно Пушкин искренне любит своих друзей -лицеистов, и стихотворение написано для них, чтобы еще раз подтвердить клятвы дружбы, верности, почтить память уже ушедших (Корсаков).Всё стихотворение — это гимн дружбе.
4. Если в раннем творчестве поэт сентиментален , присутствует высокий слог, встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией, то в "19 октября" - поэт как никогда реалистичен.
5.
Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине.
5. Пушкин очень ценил дружбу, а дружбу с друзьями-лицеистами особенно.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!