Реализм — в литературе и искусстве — направление, стремящееся к изображению действительности.
I. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РЕАЛИЗМА. — Р. противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству») ; с другой стороны — направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии) , или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Р. — то направление в искусстве, в к-ром природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. В общем и целом реализм является художественной параллелью материализма. Но художественная лит-ра имеет дело с человеком и человеческим обществом, т. е. со сферой, которой материалистическое понимание последовательно овладевает только с точки зрения революционного коммунизма. Поэтому материалистическая природа допролетарского (непролетарского) Р. остается в значительной мере неосознанной. Буржуазный реализм сплошь и рядом находит свое философское обоснование не только в механическом материализме,
549
но в самых разнообразных системах — от разных форм «стыдливого материализма» до витализма и до объективного идеализма. Только философия, отрицающая познаваемость или реальность внешнего мира, исключает реалистическую установку.
Из всех художественных направлений Р. — единственное до конца приемлемое для марксизма-ленинизма. Искусство осознавшего свои интересы пролетариата может быть только реалистическим. Но поскольку до возникновения научного коммунизма человечество было бессильно понять действительность материалистически «в ее революционном развитии» , в лит-ом творчестве Р. не мог играть такой исключительной роли. Рядом с изображением существующей действительности художественная лит-ра заключает в себе и более или менее фантастические, утопические, волюнтаристские образы, отражающие мечты о лучшем. Эти образы составляют неотъемлемую часть принимаемого пролетариатом и социалистическим человечеством литературного наследства. Все же наиболее ценной частью этого наследства является та, к-рая проникнута именно реалистической установкой в силу ее наибольшего познавательного значения.
Бабушка Катерина послала семилетнего внука на увал собирать землянику для продажи, пообещав ему за это купить пряничного коня с розовой гривой. Поддавшись провокации соседских мальчишек, Витя съедает почти все собранные им ягоды. По совету этих же мальчишек он набивает туесок травой, а сверху кладет пару горстей земляники. Обман бабушка раскрыла только на базаре. После возвращения из города Катерина Петровна ругала внука и рассказывала всем, кто приходил в дом, о поступке Вити. Малыш и сам понимал, что он поступил очень нехорошо. Но настоящий стыд он испытал, когда бабушка все же отдала ему долгожданный пряник, купленный за, наверное, последние деньги. Витя навсегда зарекся поступать подобным образом. История эта автобиографическая и вполне реальная
В.И. Даль. Пословицы русского народа - наверно так, точно не знаю