Акварельные краски Александр Довженко Алексей Толстой Английская бритва Аннушка Бакенщик Барсучий нос Беглые встречи Белые кролики Беспокойная юность Блистающие облака Во глубине России Воронежское лето Горная роса Доблесть Дождливый рассвет Дорожные разговоры Дремучий медведь Дружище Тобик Дядя Гиляй Жёлтый свет Заячьи лапы Золотая роза Золотой линь Иван Бунин Исаак Левитан Кара-Бугаз Квакша Клад Колотый сахар Колхида Кордон '273' Корзина с еловыми шишками Кружевница Настя Мещорская сторона Михаил Лоскутов Ночь в октябре Опасность Оскар Уайльд Пачка папирос Первый рассказ Письма 1915-1968 Повесть о жизни ч.1-3 ("Далёкие годы", "Беспокойная юность, "Начало неведомого века") Повесть о жизни ч.4-6 ("Время больших ожиданий", "Бросок на юг", "Книга скитаний") Повесть о лесах Поводырь Подарок Поток жизни Похождения жука-носорога Правая рука Приказ по военной школе Прощание с летом Разливы рек Растрёпанный воробей Робкое сердце Романтики Рувим Фраерман Ручьи, где плещется форель Северная повесть Секвойя Сивый мерин Синева Сказочник Сказочник (Христиан Андерсен) Случай в магазине Альшванга Снег Стальное колечко Старая рукопись Старый челн Стекольный мастер Судьба Шарля Лонсевиля Телеграмма Тёплый хлеб Фрагмент рассказа Чувство истории Чёрные сети
Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.
Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.
Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой. По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).
В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».
Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?
ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.
Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.
Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.
"Соседушка, мой свет! покушай". - "Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" - "Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, - А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И - очищает всю. "Вот друга я люблю! - Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!" Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой - И с той поры к Демьяну ни ногой.
Акварельные краски
Александр Довженко
Алексей Толстой
Английская бритва
Аннушка
Бакенщик
Барсучий нос
Беглые встречи
Белые кролики
Беспокойная юность
Блистающие облака
Во глубине России
Воронежское лето
Горная роса
Доблесть
Дождливый рассвет
Дорожные разговоры
Дремучий медведь
Дружище Тобик
Дядя Гиляй
Жёлтый свет
Заячьи лапы
Золотая роза
Золотой линь
Иван Бунин
Исаак Левитан
Кара-Бугаз
Квакша
Клад
Колотый сахар
Колхида
Кордон '273'
Корзина с еловыми шишками
Кружевница Настя
Мещорская сторона
Михаил Лоскутов
Ночь в октябре
Опасность
Оскар Уайльд
Пачка папирос
Первый рассказ
Письма 1915-1968
Повесть о жизни ч.1-3 ("Далёкие годы", "Беспокойная юность, "Начало неведомого века")
Повесть о жизни ч.4-6 ("Время больших ожиданий", "Бросок на юг", "Книга скитаний")
Повесть о лесах
Поводырь
Подарок
Поток жизни
Похождения жука-носорога
Правая рука
Приказ по военной школе
Прощание с летом
Разливы рек
Растрёпанный воробей
Робкое сердце
Романтики
Рувим Фраерман
Ручьи, где плещется форель
Северная повесть
Секвойя
Сивый мерин
Синева
Сказочник
Сказочник (Христиан Андерсен)
Случай в магазине Альшванга
Снег
Стальное колечко
Старая рукопись
Старый челн
Стекольный мастер
Судьба Шарля Лонсевиля
Телеграмма
Тёплый хлеб
Фрагмент рассказа
Чувство истории
Чёрные сети