Стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." было написано А.С. Пушкиным в 1829 году, во время второго путешествия на Кавказ. Кому посвящено стихотворение точно не известно. Но согласно одной из версий оно адресовано Марии Раевской. Стихотворение представляет собой великолепный образец любовной лирики, В котором присутствуют элементы медитации.Мы можем отнести стихотворение к жанру элегии. Многие исследователи отмечали языковую простату произведения, остутствие в нём ярких сравнений и красочных метафор. Однако при этом элегия завораживает читателя открывающейся глубиной чувств лирического героя.
 афродита 100—200 гг. н.э. афродита – богиня любви и красоты, включавшаяся в число 12 великих олимпийских богов. древние греки поклонялись афродите, как олицетворению величайшего чувства на земле, богине, имеющей большую силу над людьми. афродита покровительствовала героям, вдохновляя их на подвиги ради любви, и славилась своей справедливостью. афродита являлась культом женственности и обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. это ее воодушевляющее, вечно юное начало описано у лукреция в поэме "о природе вещей". афродита представлялась также как богиня плодородия, вечной весны и жизни. отсюда эпитеты богини "афродита в садах", "священносадовая", "афродита в стеблях", "афродита на лугах". она всегда в окружении роз, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении мифических существ – ор, харит и нимф. существует две легенды о рождении богини любви. согласно первой, афродита появилась из морской пены, в которую попала кровь бога урана. горы одели её в достойные богини одежды, украсили её волосы золотой диадемой, уши - жемчужными серьгами, шею - золотым ожерельем и только после этого отвели самую привлекательную из богинь на олимп, к бессмертным богам. согласно второй, более поздней легенде, афродита - дочь зевса и дионы (богини морей). все олимпийцы, кроме афины, артемиды и гестии склонились перед мощью и красотой афродиты. среди смертных же не оказалось никого, кто мог устоять перед афродитой. как только они увидели ее, что-то пробудилось в их душах. бродившие поодиночке, как попало, они соединялись в семьи, ибо пока не было афродиты, не было любви и привязанности друг к афродита была замужем за гефестом - самым искусным мастером и самым некрасивым из богов. он целыми днями трудился в своей кузнице, предпочитая это занятие всем остальным, и совсем не проводил время с женой. в афродиту был влюблен посейдон, что неудивительно, ведь она родилась именно в его стихии. сама же афродита любила ареса, которого не любили ни люди, ни боги. о любви ареса и афродиты повествует ряд источников, в которых также говорится о детях от этого незаконного брака: эрот и антэрот, а также деймос, фобос ("страх" и "ужас" – спутники ареса) и гармония. парменид пишет о рождении эрота: "первым из всех богов афродита сотворила эрота", подчеркивая именно самостоятельную силу богини любви. в поздней эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать. несмотря на свой детский возраст, он помыкает афродитой, став ее постоянным спутником – крылатым мальчиком, вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. сыном афродиты и гермеса считается гермафродит. множество мифов связано с именем афродиты. в одном из них она обещает парису любовь елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст елены. афродита пытается вмешиваться в военные события под троей, будучи защитницей троянцев, вместе с такими богами, как аполлон, арес, артемида. она спасает париса во время его поединка с менелаем. она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя энея - своего сына от возлюбленного анхиса. однако диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что энея подхватывает аполлон, закрыв его черным облаком. арес на своей золотой колеснице доставляет афродиту на олимп, где ее заключает в объятия мать диона. афродиту поднимают на смех гера и афина - ее постоянные противницы, и зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки. образы и символы мифа  место рождения афродиты мифы об афродите образ богини, постоянно влюблявшейся и с наслаждением внушавшей любовные чувства людям. гесиод, давший древнюю генеалогию афродиты, приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, "пьянящую радость объятий». однако в гомеровском эпосе афродита принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. в "одиссее" в таком тоне рассказывается любовная афродиты и ареса, о которой упоминалось выше. хотя появление классической афродиты все еще внушает ужас, она постоянно именуется "золотая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная", "многозлатая", "прекрасноокая". главным символом, афродиту, является пояс, который она передала гере, чтобы та соблазнила зевса. в этом поясе заключены любовь, желание, сила обольщения. это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов.
Несовершеннолетний Павлуха хочет работать в колхозе, но председатель не позволил, только подарил огромные рыбацкие сапоги-бахилы, привлекавшие всеобщее внимание. Мальчик обращается в райисполком, но там предлагают устроить его в городской интернат. Отец от них уехал и алименты не платил. Когда Павлуха был маленький, отец его испугал, и после этого мальчик стал заикаться. Так как Павлухе ещё нет пятнадцати лет, его не могут взять на работу. Он живёт у Романа, отвергая всякую материальную комсомольцев посёлка. Видя, что мальчик страдает, Роман рассказывает ему про своё детство. В шесть лет, во время войны, он остался сиротой. Его подобрал неизвестный старик со скрипкой, у которой не хватало одной струны. Старик везде искал недостающую струну, и люди смотрели на него как на сумасшедшего — война идёт, до струны ли — но когда он играл, даже без струны, солдаты плакали. Старик определил Романа в детдом, а сам погиб в блокадном Ленинграде. Роман многим людям обязан за то, что его вырастили. Геодезист Виктор Николаевич берёт Павлуху на работу — во время школьных каникул он может привлекать школьников. Мальчик привязывается к геодезисту и мечтает, как с получки пошлёт матери деньги и отдаст долг Роману. Как-то во время работы Виктор Николаевич рассказывает Павлухе, что у него долг перед младшим сыном: когда он работал на Камчатке, сын попал в тюрьму. Вдруг Виктор Николаевич падает без сознания. Павлуха выбегает на дорогу, чтоб попросить но никто не останавливается. Тогда мальчик преграждает трассу треножником. Останавливается грузовик с пограничниками и солдаты доставить геодезиста в больницу. Павлуха жалеет, что у него нет денег, чтобы купить им хотя бы папиросы «Казбек». В день получки кассирша высчитывает у всех на подарок Виктору Николаевичу. Павлуха хочет подарить ему свои сапоги вместо его стоптанных башмаков, но у него берут, как со всех, деньги. Павлуха идёт к Роману, чтоб с ним рассчитаться, и застаёт там его друзей, которые пришли поздравить с рождением сына. Павлуха хочет дать деньги, но потом решает отдать сапоги.
Стихотворение представляет собой великолепный образец любовной лирики, В котором присутствуют элементы медитации.Мы можем отнести стихотворение к жанру элегии.
Многие исследователи отмечали языковую простату произведения, остутствие в нём ярких сравнений и красочных метафор.
Однако при этом элегия завораживает читателя открывающейся глубиной чувств лирического героя.