Проблема заключается не только во враждебности кланов, но и нежелании идти на примирение даже ради собственных детей. Наоборот это еще сильнее разжигает злобу. Самое комическое то, что ни Монтекки ни Капулетти не помнят причины ссоры, но продолжают поддерживать старую вражду.
В начале произведения происходят распри, дуэли, нескрываемая неприязнь, то в конце наступает перемирие.
Чувства, возникшие между молодыми людьми, можно сказать, что и Ромео и Джульетта еще дети. Чувства же сильные и глубокие, которым может позавидовать любой взрослый человек. Сколько смелости и силы воли у влюбленных. Не каждый решится пойти против родителей. Оставить родной дом, налаженный быт. В силу молодости и страстному желанию быть вместе молодые люди решаются на побег, на венчание без благословения.
Судьба бывает зла. Ромео Джульетта должны расстаться. Им во всем слуги. Любимый далеко Джульетта в безвыходной ситуации. Совсем еще дети они ради любви совершают отчаянные поступки. Так Джульетта решается выпить зелье, которое сымитировать смерть. Страшно не это, а то, что Ромео вернулся раньше, и его никто не смог предупредить, он принимает настоящий яд.Вот здесь был у Джульетты выбор она могла увидев мертвого любимого поплакать, повздыхать и продолжать жить. Она же делает выбор в пользу любви. Смерть ей не страшна. Ей страшно жить без любимого. Джульетта просто не представляет, как будет встречать рассветы, и коротать длинные ночи.Смерть этих двух влюбленных послужила примирению двух семей. Теперь только все начинают понимать, что старинная вражда трагически отразилась на их судьбах.
На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.