Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Тип урока : закрепление полученных знаний
Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Компьютер, презентация, видеоролики.
Объяснение:
Речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, - товарищество. Понятие мужской дружбы – основа всей речи.
Что пытается донести до казаков Бульба:
«…что такое есть наше товарищество…»;
«…в какой чести была земля наша…» у предков;
«…подали мы, товарищи, руку на братство!»;
«…вот на чем стоит наше товарищество!».
Понять дружбу казачью можно, только разобравшись в сути запорожского товарищества.
Чувства высоких слов
Тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. Родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. Любить с открытой русской душой не другой человек. Он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека Бог. На истинности взаимоотношений держится Русь, отчая земля. Символом ее для казачества является Запорожская Сечь.
Казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. Такой силы и натуры нет у других наций. Тарас сравнивает их с мышами, тихими, скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. Товарищей верных, как на Руси, не было, нет и не будет.
Цель обращения Тараса
Бульба призывает к смелости, мужеству. Атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. Он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. Бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. Русская душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. В смерти раскрывается все величие русской натуры. Мудрый казак достигает своей цели. Его слова глубоко проникают в каждого.
Героизм проснулся, заговорил, и запорожцы стали биться с огромной самоотверженностью, взаимовыручкой, проявляя настоящее товарищество, о котором говорил Тарас.
В первую очередь, басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя.
Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его.
Появились басни еще в Древнем мире – в 6-5 веках до нашей эры. Вспомним хотя бы басни знаменитого древнегреческого философа Эзопа. И с самого начала своего существования басни учили людей
Композиция (строение) басни:
а.Рассказ.
б.Мораль - нравоучительный вывод, в котором заключена идея басни.
Следует выделить такие особенности басни:
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.