Тема одиночества характерна для всего творчества М .Ю. Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: "Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне ничуть". Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, "как пламень", печаль - вот основные черты лирического героя М.Ю. Лермонтова. Многие современники поэта были людьми, бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не смогло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности... Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире. Один среди людского шума, Возрос под сенью чуждой я... В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова -беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими. Без друга лучше дни влачить И к смерти радостной склоняться, Чем два удара выносить И сердцем о двоих крушиться! Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми. Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом. Лермонтов не мог воспринимать происходящего вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы -Никто не хочет грусть делить. Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества -романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплотился в стихотворении "Парус". В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном'.' Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией. Под ним струя светлей лазури. Над ним луч солнца золотой... А он. мятежный, просит бури. Как будто в буре есть покой! Во второй половине 30-х годов - начале 40-х пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Теперь преобладает тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг "души родной", его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его - "такая пустая и глупая штука", а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покорный судьбе: Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены. И вижу, как судьбе послушно Года уходят, будто сны... Поэт ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в "Парусе", он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне. Уж не жду от жизни ничего я. И не жаль мне ничуть. Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! В стихотворении "Выхожу один я на дорогу" Лермонтов перед-ощущуение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не ун лое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и ду1 его просветляется. Выхожу один я на дорогу: Сквозь туман кремнистый путь блестит: Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу. И звезда с звездою говорит. Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокого чело века, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, изгоняет- но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968) – русский летчик, космонавт, первый побывавший в космосе. Родился 9 марта 1934 года в Клушино Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск в биографии Гагарина был окончен шестой класс. Следующей ступенькой в его образовании послужило поступлении в ремесленное училище. Затем Юрий в 1951 году стал обучаться в индустриальном техникуме Саратова. В том же городе стал посещать аэроклуб, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 стал одним из кандидатов в космонавты. После того, как выбор пал именно на него, в биографии Юрия Гагарина произошло величайшее событие. 12 апреля 1961 года корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос, сделал оборот вокруг Земли. Благодаря настойчивости Хрущева, сразу после полета звание Гагарина было повышено со старшего лейтенанта до майора. Ему организовали пышную встречу в Москве. После полета Гагарин совершил несколько поездок по разным странам (Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия) . Затем он был дублером единственного космонавта корабля «Союз-1» - Владимира Комарова. Летные полеты в биографии Гагарина не были оставлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. 27 марта 1968 года великий космонавт и летчик разбился на самолете УТИ МиГ-15, на борту которого также был полковник Владимир Серегин.
12 апреля 1961 г. трехступенчатая ракета-носитель доставила на околоземную орбиту космический корабль «Восток», на борту которого находился гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Корабль был запущен с космодрома Байконур в 9 час. 07 мин. по московскому времени и, совершив один оборот по орбите, приземлился в 10 час. 55 мин. в районе деревни Смеловка Саратовской области. Высота перигея орбиты составила 181 км, высота апогея 327 км
Ракета-носитель «Восток». Трехступенчатая ракета-носитель состояла из четырех боковых блокрв (1 ступень), расположенных вокруг центрального блока (II ступень). Над центральным блоком помещена III ступень ракеты. На каждом из блоков I ступени был установлен четырехкамерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107, а на II ступени — четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен однокамерный жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя рулевыми соплами. Вес корабля с последней ступенью ракеты-носителя 6,17 т, длина 7,35 м, вес без последней ступени 4,73 т
Космический корабль «Восток». Корабль «Восток» состоял из спускаемого аппарата (1) и приборно-агрегатного отсека (5). Спускаемый аппарат был выполнен виде шара диаметром 2,3 м. Вес спускаемого аппарата 2,4 т, а его диаметр 2,3 м. В спускаемом аппарате было установлено кресло космонавта (2), приборы управления, система жизнеобеспечения. Кресло располагалось таким образом, чтобы возникающая при взлете и посадке перегрузка оказывала на космонавта наименьшее действие. В кабине поддерживалось нормальное атмосферное давление и такой же, как на Земле, состав воздуха. Шлем скафандра был открыт, и космонавт дышал воздухом кабины. Система жизнеобеспечивания рассчитана на 10 суток.
Система приземления корабля.
После включения тормозного двигателя скорость полета уменьшалась и начиналось снижение корабля. На высоте 7000 м открывалась крышка люка и из спускаемого аппарата выстреливалось кресло с космонавтом. В 4 км над землей кресло отделялось от космонавта и падало, а он продолжал спуск на парашюте. На 15-метровом шнуре фала вместе с космонавтом спускался неприкосновенный аварийный запас (НАЗ) и лодка, которая автоматически надувалась при посадке на воду.
Независимо от космонавта на высоте 4000 м раскрывался тормозной парашют спускаемого аппарата и скорость падения его существенно уменьшалась В 2,5 км от Земли раскрывался основной парашют, плавно опускающий аппарат на Землю.