По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека - тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа «Война и мир» проходят этот путь, встречаясь на своем пути со множеством разочарований. Важно, что нравственные искания, по мысли писателя, свойственны только дворянству - крестьяне интуитивно ощущают смысл бытия. «Люди из народа» живут гармоничной, естественной жизнью, и потому им легче быть счастливыми. Цель нравственных исканий героев Толстого - счастье. «Великое, непостижимое и бесконечное» открывается героям «Войны и мира» в простых, обыденных вещах, которые раньше, в период заблуждений, казались им слишком «прозаичными». Так, Пьер Безухов, попав в плен, понял, что счастье - это «отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни», а несчастливым человека делает избыток «удобств жизни». Толстой учит видеть счастье в самых обычных, доступных абсолютно всем людям вещах: в семье, детях, в ведении хозяйства. То, что объединяет людей, и есть, по мнению писателя, самое важное и значительное. Вот почему попытки его героев найти счастье в политике, в идеях наполеонизма или общественного «благоустройства» терпят крах, приводят их к разочарованиям. к духовной эволюции - характерная черта «любимых», духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. «Чужые», «нелюбимые» герои Толстого (Курагины, Друбецкие, Берг) не к нравственному развитию. Андрей Болконский и Пьер Безухов - представители интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным - идеалы. Главное духовное прозрение Пьера - это постижение ценности обычной, негероической» жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье - в самом человеке. На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Толстой показывает, что и в мировоззрении Андрея Болконского переломы - результат столкновения с проявлениями «живой» жизни (рождение, смерть, любовь, физическое страдание).
Здесь должно быть ваше личное мнение конечно но прикреплю свое)) 1) считаю, что самые интересные главы, это те в которых рассказывается про сеанс черной магии. Здесь Булгаков поднимает вопрос о том как изменились люди ( в итоге он понял, что никак, их интересует лишь квартирный вопрос). Далее интересные главы встречи Волонда и Маргариты, и на что пошла Маргарита ради любимого( это мое личное мнение). также интересные главы о Понтие Пилате, там раскрывается вопрос о вере человека. 2) Думаю, что ершалаимские. Даже тот же Воланд. Мы можем удивится о том как он "наказывает" людей, но с другой стороны мы понимаем, что "наказание" это вполне справедливо. Также ершалаимские герои, можно сказать, честнее и справедливее. 3) Конечно самая прекрасная - это Маргарита. Несмотря на то, что она поддалась искушению, и у нее был роман с Мастером (она была замужем за другого человека), она очень многое, чтобы Мастеру. Ради любимого совершила поступок. 4) Почему Воланд выбрал Москву, как цель для "наказания" людей?
силы