Положительные персонажи:
Падчерица-добрая,трудолюбивая,отзывчивая,работает не покладая рук,кроткая,скромная.
Солдат-добрый,сострадательный-готов мёрзнуть ради сироты.
Братья месяцы-справедливые,честные-силы природы,в характере каждого братца присутствуют качества времён года:самый младший братец Март-молодой,весёлый,звонко смеющийся мальчишка, самый старший Декабрь-старик с длинной белой бородой,готовый девочке,которая всем месяцам знакома,заботливый-укутывает все деревья,Февраль-лохматый старик,жалеющий видя как падчерица много трудится,"трое братьев старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики".
Профессор-добрый,хочет королеве,но подчиняется её прихотям.
Отрицательные персонажи:
Мачеха-злая,завистливая,лживая,из всего хочет извлечь прибыль и выгоду,готова погубить падчерицу ,выгнав её в мороз и стужу за подснежниками .
Дочка-ленивая,трусливая,жадная,завидует чужим успехам.
Королева-капризная,избалованная девчонка,глупая-никто не смеет научить её даже манерам,свита королевы-лгуны и воришки,покорные молчуны.
Если посмотреть на композицию романа в целом, то можно заметить, что Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь.
Марьино (у Кирсановых) - Никольское (у Одинцовой гостит дважды) - родной дом. Но этот второй круг - имеет совсем иное смысловое значение, это круг прощаний... внутри Базарова зреет конфликт после того как Одинцова отвергла его... Он, отрицавший любовь, чувствует в себе нечто, что не может объяснить одной физиологией... терия вступает в противоречие с его натурой, душой... Он пытается вновь проверить свою теорию - целует Фенечку, но и она отвергает его... дуэль - прощание с Марьиным... заезжает к Одинцовой - попрощаться с Аркадием и Одинцовой... и затем - домой... заметьте: меняется его отношение к родителям "отставным людям"...может, он понимает, что любовь все-таки есть... и эту простую истину открывают в нем родители, любовь и жалость к ним... вроде бы циничное прощание с Одинцовой накануне смерти - не более, чем маска мужчины, не желающего показывать свою слабость и в то же время - посмотреть в последний раз на Одинцову.
Мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.