Жил-был кит. Он был огромным, просто громадным и очень прожорливым. В море-океане, где обитал кит-богатырь, у него было много еды. Но кит был таким рассеянным, что иногда, широко раскрыв пасть, набирая в неё еду и воду, вместе с раками заглатывал и корабли. Да-да, настоящие корабли с парусами и гребцами, палубами и пушками.
Корабли держали путь по морю, а оказывались в пасти громады-кита. Томились они там, бедные.
И вот владычица Месяц решила наказать кита.
— Отныне повелеваю: быть на рыбе-ките городу большому!
Должно быть, когда-то давно владычица Месяц прочитала старинные сказания о том, что мир стоит на спине у кита, а когда кит, отлежав бока, переворачивается на другую сторону, землетрясения бывают.
Вот владычица и решила, что рыба-кит, наказанный за прожорливость, работать должен.
Устал чудо-кит службу свою нести, и решил узнать, за что он наказан.
— Ветер-ветер, отчего мне мученья посланы? – спрашивает рыба-кит.
— Спроси лучше у солнца, — сказал ветер.
— Солнце-солнце, получу ли я когда-нибудь прощенье?
— Спроси лучше у месяца.
— Месяц-месяц, когда я получу свободу?
«Чудо-юдо рыба-кит! Возврати все корабли, Ты свободу им верни, И тогда свободен сам! Можешь плавать по волнам»
Чудо-кит встрепенулся, и стал выбрасывать из пасти корабль за кораблём.
Так добыл он себе свободу. А все жители, что жили на ките, ещё накануне мешки собрали и покинули кита.
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. "Краткость - сестра таланта" — ведь так оно и есть: все рассказы А. П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем она дается человеку? А любовь? Настоящее ли это чувство или просто фарс?
В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования. Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман, В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он добился небывалой в литературе емкости, вместительности формы, он научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка персонажей, давать исчерпывающие характеристики людей.