Свободолюбивый характер , гордость , патриотизм ( он же бежал на Родину ) много душевных и физических сил , умеет принимать поражение но никогда не сдаётся первым
Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его на одиночество. Мцыри — это человек , которому навязаны угнетающие его внутренние чувства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, так как его окружают не враги, а защитники и покровители; он и не воюет с ними: он их не приемлет. Мцыри живет, повинуясь естественным побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закону сердца», и погрузиться в природную стихию. Для него схватка с барсом — встреча с природой; он вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде первой встреченной девушки. Каждый сюжетный мотив «Мцыри» символически расширен и насыщен философским смыслом. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного , но желанного «чудного мира тревог и битв». Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования.И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому. На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен. г«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым . Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать , а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен , полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы. Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
Вроде и так понятно, что все печально, когда поколения не могут понять друг друга. у павла петровича с первого взгляда возникла резкая неприязнь к базарову. его поведение возмущало павла петровича. а базарову не пришелся по нраву павел петрович. разные характеры, разное воспитание дает о себе знатьчитая произведение тургенева «отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. старшие , что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. в силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира. взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. и это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения базаров – нигилист. он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. другой герой – павел петрович кирсанов – яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, нигилиста в правильности старых порядков. они как два взгляда на окружающий мир, ведь павел петрович и евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
По мнению павла петровича кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. по мнению базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому базаров отрицает способность дворянства вести россию к будущему. следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. павел петрович считает их бессильными "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. базаров веско замечает: "от копеечной свечи москва сгорела". что нигилисты? прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. базаров считает, что народ пока темен и невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционен.кирсанов павел петрович – дядя аркадия кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. ему 45 лет, «весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…» в молодости герой пережил личную драму. блестящая карьера и успехи в обществе п.к. были прерваны трагической любовью героя, которая закончилась гибелью его возлюбленной, княгини р. после этого потрясения п.к. отказывается от надежд на счастье. он решает посвятить себя исполнению нравственного и гражданского долга. п.к. переезжает в деревню к брату, где пытается ему в ведении хозяйства. кроме того, он активно участвует в политической жизни, выступая сторонником либеральных идей. в спорах – «схватках» с базаровым п.к. защищает высокие идеи. он ратует за идею достоинства и прав личности, за самоуважение, честь и свободу каждого человека. помимо этого, герой утверждает ценность крестьянской общины и патриархальной семьи. все это, по убеждению п.к., должно превратить россию в прогрессивную, цивилизованную страну. этот герой убежденно отстаивает свои идеи: он вызывает базарова на дуэль. идеи п.к. несомненно хороши, но далеки от реальной жизни. его жизненные идеалы не способны сделать счастливым даже самого героя: он так и остается несчастным и одиноким. п.к. – человек несбывшихся мечтаний и несостоявшейся судьбы. в финале романа п.к. живет в германии, стране прогресса и цивилизации, но он по-прежнему одинок и несчастен. вообще кирсанов п. п. - человек сильный, умеющий постоять за себя, считающий, что уважение не последняя вещь в жизни. может патриот, хоть ярко это и не выражает.евгений васильевич базаров — является течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности.базаров - личность неординарная, необычная, тоже сильный характер, умеющий отстаивать свои убеждения, считает все кроме фактов и вещей материальных - вздором.