Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».Личные качества и человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. Единственное, что можно утверждать, это то, что милосердие - одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека, которое по своей сути и отличает его от животных на ряду с интеллектом, речью, разумом и так далее. Милосердие - это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причем сочувствовать не словами, а делом. Ведь сказать пару утешительных слов очень легко. Для этого необязательно действительно в полной мере проникнуться состраданием, это можно сделать просто из правил приличия. Многие именно так и поступают. А вот суметь своими действиями доказать причастность к той или иной трагедии и беде человека - это уже намного сложнее. Не даром говорят: лучше маленькая чем большое понимание. Рассмотрим, например, такую ситуацию. Допустим, что человек занимает достойное место в обществе, у него достаточно денег, его уважают и с ним считаются. На званые обеды к нему съезжается большое количество народа, и все без устали заверяют его в том, что он всегда может на них положиться и что они непременно придут на И вот через некоторое время по каким-то причинам этот человек теряет свой статус и престиж, разоряется. Он уже не устраивает званых обедов, да и все его знакомые и приятели, которые когда-то заверяли его в своей преданности, исчезли сами собой. Конечно, они сказали, что очень сожалеют и сочувствуют, но за этими словами не стояло ровно ничего. А неужели так сложно протянуть руку Чего бы им это стоило? Но нет, зачем им это? Они лучше найдут другого человека, к которому также можно будет ходить в гости и высказывать готовность в трудную минуту до той поры, когда эта действительно понадобится. И таких случаев можно привести массу. Только вот после этого остается гнетущее ощущение ничтожности, поверхностного уважения, мелочности, духовной бедноты людей. Почему порой мы проходим мимо тех, кому могли бы к которым могли бы проявить милосердие пожилому человеку подняться по ступенькам подняться тому, кто поскользнулся или споткнулся, - это вовсе не трудно, но почему же многие игнорируют сочувствие к другим? В чем же дело? Наверно, просто никому нет дела до чужих проб
- Что людям нравственно развиваться? Школа? Книги? Или, может быть, опыт окружающих их людей, учителей? На эти вопросы существует множество ответов, но все их можно обобщить: человек по своей природе стремится к развитию, в этом ему окружающий мир. Все, что когда-либо видел, слышал, чувствовал индивид, сплетается воедино в человеческой душе и разуме. Эти элементы составляют опыт, приобретенный личностью. Но как же не сделать роковую ошибку, если ты еще молод, а перед тобой стоит тяжелый выбор? На этот вопрос дают ответ историки и литераторы: надо обратиться к Изучая историю, читая биографии выдающихся личностей, мы извлекаем уроки из их ошибок, берем с них пример, приобщаемся к истории. Для меня всегда была примером Екатерина Романовна Дашкова, русская просветительница, одна из создателей Российской академии наук. Эта женщина, будучи княгиней, заботилась о просвещении русского народа. Благодаря охоте к чтению она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Екатерина Романовна была близкой подругой императрицы Екатерины II Великой. Екатерину II до сих пор считают самым талантливым просветителем народа русского. Несмотря на то что она урожденная немка, императрица остается одним из символов России, русской истории, до сих пор примером для молодых поколений. Она пример и для нас, воспитанниц пансиона. Ведь правительница XVIII века не только образованнейшая женщина своего времени, она еще и основоположница женского образования в России. С ее легкой руки был основан Смольный институт благородных девиц, который и стал прототипом нашего пансиона. Эти женщины вошли в историю. Но разве только история описывает выдающихся личностей? Часто они становятся героями романов, повестей, од, особенно императоры и полководцы. Конечно, в художественных произведениях реальные личности отображены немного не такими, какими были в жизни, опять же если верить истории. В их описании нередко присутствует гипербола, иногда даже ирония и сарказм. Что-то скрывается, а что-то, наоборот, подчеркивается. Ярким примером такого произведения - сборника о жизнях реальных личностей - стал роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В нем описаны почти 200 реально существовавших людей. Всех не перечислить, но нельзя не обратить внимание на императора Александра I и, конечно же, на выдающихся полководцев всех времен Наполеона и Кутузова. Впервые мы знакомимся с русским главнокомандующим в сцене «смотр в Барнау», где он предстает перед нами бывалым солдатом, знающим многих еще с турецкой войны. Кутузов, «старый человек с седой головой на огромном толщиной теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову», «медленно и вяло» идет перед полками. По его поведению становится ясно, что это добрый, заботящийся о солдатах полководец, не различающий людей по чинам. Тот же старик-главнокомандующий дремлет на военном совете перед Аустерлицем и тяжело опускается на колени перед иконой накануне Бородинского сражения. Л.Н.Толстой в портрете Кутузова подчеркивает его внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость, но почувствовать его внутренний покой и сосредоточенность души. Прочитав роман, можно сказать, что Кутузов - особенная фигура, личность, наделенная мудростью. Автор постоянно гиперболизирует старость в описании полководца. Но этот контраст между уже старым телом и вечно живым внутренним миром нам задуматься о нас самих, понять, что мы делаем не так, сделать вывод, который каждый рано или поздно делает для себя: главное не внешняя оболочка, а внутренний мир. Через описания реальных личностей в искусственно созданных воображением автора реалиях мы можем увидеть пороки людей и их прекрасные качества, сделать вывод о плохом и хорошем. Анализируя произведения параллельно с событиями данной эпохи, читатели учатся сопоставлять факты и выдумку, учатся читать между строк, извлекать что-то полезное. И лишь знание истории реальной жизни этих людей отличить правду от выдумки автора. История состоит из событий, которые безостановочно сменяются одно за другим. Ход времени нельзя остановить или пустить вспять; то, что уже нельзя исправить, но можно и нужно думать о будущем, о том, что с нами должно произойти. Все мы рано или поздно оказываемся перед сложным выбором. И в этот момент обращаемся к истории, литературе, которые выбрать верный путь и продолжить дорогу в прекрасное будущее. Такой выбор случается часто на жизненном пути человека, но историческая память всегда подскажет, как быть и по какой тропе пойти