Родина – одна из главных тем в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Одно из самых ярких стихотворений, принадлежащих этой теме – «Родина».
Стихотворение впервые было опубликовано в «Отечественных записках» за 1841 год. Прежнее название «Отчизна» здесь заменено заголовком «Родина».
Лермонтов в стихотворении говорит о своей «странной любви» к Родине, противопоставляя эту любовь официальному патриотизму, который был распространен в тот период времени.
Композиционно стихотворение делится на три части. В первой части поэт говорит о том, что его не привлекают в России те черты, которые привлекают большинство. Первая часть пафосна, в ней показана Россия официальная, парадная, воспетая одами; и эта парадная Россия отвергается автором.
Но что противопоставляет автор парадной России? Страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужиков. Во второй и третьей частях стихотворения автор от безмерности величественного пространства («разливов рек, подобных морям» ) Лермонтов постепенно переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень» , а от них – к интимно-нежным запечатлением «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез». Даже ритм в третьей части стихотворения меняется: становится более легким и менее пафосным. Поэт описывает другое лицо России, то лицо, которое он любит. Признание Родине а любви в стихотворении звучит неоднократно: со слова «люблю» начинается стихотворение, это же слово предшествует каждой строфе.
В своем подлинно патриотическом чувстве поэт опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Красоту Лермонтов видит в простом, обыденном, национальном, народном. Степь покоряет своим молчанием, напротив, леса полны голосов. Так все в стихотворении приходит к согласованию, гармонии. Обнаруживается, что в среднерусской природе живет величественное и возвышенное, так же как в народной жизни – истинно прекрасное. Ощущение красоты усиливается грустно-мелодическим стихом («дрожащие огни печальных деревень») и уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.
Чувства Лермонтова по отношению к парадной и обыденной России можно разделять или нет, однако неоспоримо, что стихотворение «Родина» западает в душу при первом же прочтении.
Евгений онегин евгений онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нём сам пушкин. онегин показан самим пушкиным, как человек с сложным и противоречивым характером. сам пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. пушкин иронично смакует ученость онегина, его “хорошести” ” , как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества как-то иронично. автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. но в то же время сам пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с онегиным ночи на набережной невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней.. мне самому, онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - “мосье и ” , а те в свою очередь холили парня, лишь (“слегка за шалости бранили” , “не докучали моралью строгой” ) , что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. его острый язык и подлость характера стали причиной гибели ленского. пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: “сперва онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм” . противоречия в характере онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье, оставленное ему в наследство от дяди. там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. события, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, ленского, которая происходит по вине онегина. в этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. убийство ленского то и переворачивает всю его жизнь. он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. он возвращается после долгого путешествия по россии. он познаёт все муки любви, сидя заперевшись у себя в кабинете. онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе..мы видим, что онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего онегина. он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. вернувшись, онегин вновь встречает татьяну. и вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в татьяну, как больной, заболевающий болезнью. как же далек этот, переживающий свою любовь человек от онегина, из первых глав романа!
1)отличительные черты а) падчерица живет как прислуга. мачеха и сестра помыкают ею, заставляют выполнять всю черную работу. падчерица ходит в обносках, все время чем-нибудь занята, но несмотря на все это она добрая и трудолюбива, соседи ее уважают и ценят. королева тоже сирота, но она богата, ленива и капризна.учиться он не хочет. даже подписывая приговор, она считает количество букв. не думая о том, что одним росчерком пера может лишить кого-то жизни. ее воспитанием толком никто не занимается, кроме профессора, но и тот не может ничего сделать, так как боится, что его казнят. 3)знакомство с падчерицей, ее доброта повлияли на королеву. 4)автор с сочувствием относится к падчерице, а к королеве с иронией, критикует ее отрицательные качества. когда же королева увидела примеры доброты, бескорыстия, заботы, она поменялась. это говорит о том, что она неплохая, просто . никто не смел до этого сказать ей, что поступает некрасиво. но поведение положительных героев: падчерицы, старого солдата и профессора все же возымели положительное воздействие и королева изменилась!
Стихотворение впервые было опубликовано в «Отечественных записках» за 1841 год. Прежнее название «Отчизна» здесь заменено заголовком «Родина».
Лермонтов в стихотворении говорит о своей «странной любви» к Родине, противопоставляя эту любовь официальному патриотизму, который был распространен в тот период времени.
Композиционно стихотворение делится на три части. В первой части поэт говорит о том, что его не привлекают в России те черты, которые привлекают большинство. Первая часть пафосна, в ней показана Россия официальная, парадная, воспетая одами; и эта парадная Россия отвергается автором.
Но что противопоставляет автор парадной России? Страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужиков. Во второй и третьей частях стихотворения автор от безмерности величественного пространства («разливов рек, подобных морям» ) Лермонтов постепенно переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень» , а от них – к интимно-нежным запечатлением «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез». Даже ритм в третьей части стихотворения меняется: становится более легким и менее пафосным. Поэт описывает другое лицо России, то лицо, которое он любит. Признание Родине а любви в стихотворении звучит неоднократно: со слова «люблю» начинается стихотворение, это же слово предшествует каждой строфе.
В своем подлинно патриотическом чувстве поэт опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Красоту Лермонтов видит в простом, обыденном, национальном, народном. Степь покоряет своим молчанием, напротив, леса полны голосов. Так все в стихотворении приходит к согласованию, гармонии. Обнаруживается, что в среднерусской природе живет величественное и возвышенное, так же как в народной жизни – истинно прекрасное. Ощущение красоты усиливается грустно-мелодическим стихом («дрожащие огни печальных деревень») и уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.
Чувства Лермонтова по отношению к парадной и обыденной России можно разделять или нет, однако неоспоримо, что стихотворение «Родина» западает в душу при первом же прочтении.