Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а как доброе и светлое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Каждый сам для себя решает, что может быть хорошо, а что плохо. В большинстве случаев, нормы морали, или нравственности, кто как называет их, устанавливаются общечеловеческими ценностями и принципами их сохранения. Эти же самые нормы прививаются нам нашими родителями в течении всего нашего детства. Для кого-то эти правила и нормы становятся жизненным кредо. В этом случае не может возникнуть сомнений в том, что человек, живущий по всем «канонам» жизни, будет успешным. В иных же случаях, когда нормами общепринятых принципов пренебрегают, человек забывает о самом главном: ценности жизни, вежливости, доброте… Такие люди редко могут похвастаться чем то действительно важным, ценным. Зачастую, попадая в «плохую компанию» люди без чётких жизненных ориентиров, без моральной этики не могут выпутаться из этой компании. Они становятся зависимыми от этой компании, теряют свою духовность, независимость…
Конечно, каждый сам волен решать, на что ориентироваться в жизни. Однако никогда, никогда не следует забывать о морали! Задача родителей состоит не только в том чтобы рассказать детям что такое хорошо, а что такое плохо. Это скорее даже второстепенная задача. На мой взгляд, главное что должны сделать родители — это привить своим детям любовь ко всему окружающему, оградив тем самым от понятия жестокости в принципе…
Нравственность — понятие абстрактное, и каждый воспринимает её по своему. Однако, во все времена, она определяла суть разделения добра и зла, плохого и хорошего… Живя по совести, руководствуясь нормами этики и морали, успешным может быть каждый, ведь успех, в первую очередь, это не деньги и слава, а отзывчивость товарищей и признание у друзей… Успешным может быть каждый!
27 июля 1826 года в сопровождении секретаря графа Лаваля швейцарца Карла Воше Екатерина Ивановна отправилась в Сибирь, вслед за мужем. Она была первой; она дала толчок, показала пример. А за нею двинулись ее подруги: Мария Волконская, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Полина Гебль, Александра Розен, Мария Юшневская, Ле Дантю. Верные жены осужденных декабристов, бесстрашные их невесты.
Это был подвиг. Во имя любви, долга, высоких жизненных идеалов.
Трубецкая сняла домик на Благодатском руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных гнали на работу, она передала им однажды все теплые вещи, даже тесемки от своих меховых сапожек — пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников. Потом отморозила ноги, долго болела. Много ей пришлось тогда пережить: издевательства и грубость конвоиров, насмешки начальника нерчинских заводов Бурнашева и горного офицера Рика, оскорбления генерал-губернатора Восточной Сибири Лавинского. Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем! Два раза в неделю!
Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой (каторжникам не разрешалось вести переписку) .
Летом нерчинская тайга играла на солнце разноцветьем красок: ярко-зеленая листва деревьев, розовая кипень цветущего багульника, желтые камнеломки, белые ромашки, огненно-красный иван-чай. Во время ежедневной кратковременной прогулки — в кандалах, в сопровождении часового — Трубецкой срывал цветы на своем пути, делал букет и незаметно оставлял его на земле — для жены, которая шла следом (во время прогулок каторжникам запрещались сношения с внешним миром) .
А дальше были Читинский острог, куда перевели Трубецкого и других декабристов, тюрьма Петровского завода. Потом — поселение в Оеке, что в 30 километрах от Иркутска, и наконец, — Иркутск. В 1828 году с Трубецкого, как и с других декабристов, сняли кандалы, а еще через год — разрешили видеться с женой у нее на квартире, куда Сергея Петровича сопровождал конвойный.