1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка Бирюк крестьян, вырубающих деревья, с которыми он, кстати, находится в равных социальных условиях, так как сам такой же крепостной, – значит нарушит закон, защищающий собственность помещика; не нарушит закон человеколюбия. 2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу. 3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой. 4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.
-Привет -Привет -Ты где? -Дома! -А ты ? - Перед тобой стою! - Я тебя не вижу! -Дак ты глаза закрыл! ЕЩЁ
- Добрый день, Игорь!- Добрый, Паша!- Куда путь держишь один?- Да вот хочу город посмотреть, да мне некому его показать! Мои дядя и тетя, к которым я приехал в гости, сейчас на работе.- Давай я тебе покажу наш Саратов и его достопримечательности. Если ты, конечно, мне доверяешь. Ведь мы только вчера познакомились во дворе.- Я бы с радостью нашел провожатого, да боюсь тебя стеснить!- Да брось, у меня много свободного времени! Перво-наперво, в Саратове нужно посмотреть на Волгу, я считаю.- А в городе есть набережная?- Конечно! А еще нам бы хорошо прокатиться по самой реке. На экскурсионном пароходике, например. Только так можно оценить всю прелесть.- Что еще в Саратове интересного?- Тебя интересует архитектура?- Я люблю смотреть на все красивое и необычное.- Тогда наша дорога лежит к готическому зданию Саратовской филармонии. А напротив ее собор удивительной архитектуры – прямо разноцветная игрушечка!- Еще я бы отдохнул в каком-нибудь парке.- Я поведу тебя в сквер с деревянными скульптурами. Ну что, в путь?- В путь!
Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил Из сердца — будто кто-нибудь Железом ударял мне в грудь.