Никитин по праву заслужил звание одного из самых замечательных мастеров русского пейзажа. В стихотворении «Зимняя ночь в деревне», датированном декабрем 1853 года, он с удивительной теплотой и проникновенностью описывает картины родной земли. Произведение отличается ясностью выражения мыслей, простотой, доступностью, реалистичностью. Это связано с творческой позицией поэта. Он был уверен, что вся прелесть состоит в простоте и правде. Пейзажная лирика Никитина мало похожа на стихотворения, созданные представителями «чистого искусства» (Тютчев, Фет, Анненского). У Ивана Саввича природа тесно связана с человеком, его отдыхом или трудом, что видно и по «Зимней ночи в деревне».Произведение можно условно разделить на три части. Сначала поэт представляет читателю картину ночного села — сияет месяц, блестит снег, вокруг стоит тишина, даже собачьего лая не слыхать. Далее с общего плана Никитин переходит на частный. Меняется место действия. Внимание автора акцентируется на избушке, где лежит больная бабушка. Не идет к ней сон. Мысли старушки заняты грядущей судьбой сирот, находящихся на ее попечении. Она боится, что сироты могут свернуть на кривую дорожку, связаться с плохими людьми. Третья часть стихотворения — вновь небольшая пейзажная зарисовка, что своеобразно закольцовывает композицию. Сельское сонное спокойствие нарушает сперва полночный крик петуха, затем — проезд на тройке «лихого песенника». В финале произведения все встает на свои места — деревню вновь окутывает тишина.Важную роль в стихотворении играют религиозные мотивы. В представлении Никитина Русь традиционная, Русь народная — это обязательно Русь православная. В «Зимней ночи в деревне» поэт упоминает храм, крест которого под облаками похож на свечу. Крестьянский люд отходит ко сну только после молитвы. Обращается к Господу и старушка. Она просит у Бога дать детям разум-силу, быть им оплотом. Естественно, в избушке у бабушки есть красный угол. На него также обращает внимание читателей Никитин, рассказывая о лампаде, чей огонь освещает «лик святых икон».«Зимняя ночь в деревне» — произведение этапное в творчестве поэта. Именно в нем закладывается важная для лирики Ивана Саввича традиция: писать стихотворные новеллы, включающие в себя и описания народного быта, и сюжет. Часто Никитина называют преемником Кольцова, воспевавшего жизнь и труд простых крестьян.
Герой рассказа, энтомолог Легран, собирая коллекцию насекомых, нашёл "золотого жука. "Подкрылки жука отливали металлическим блеском, напоминавший золотой, вид жука был неизвестен, поэтому Легран назвал его золотым, собираясь дать научное название, после изучения насекомого. Поймав жука, Легран завернул его в клочок бумаги, найденный неподалёку от места находки жука. Бумага, найденная около жука, оказывается куском пергамента, на котором пират Кидд зашифровал код, решив который, можно узнать где спрятан клад. При попадании в тепло на пергаменте появились рисунки и шифр. Легран разгадал шифр и нашёл клад. Жук, пойманный Леграном, оказался на самом деле "золотым" ,найденный клад оценивался в полтора миллиона долларов.
На страницах повести а. с. пушкина «дубровский» я встретилась с двумя яркими образами - машей троекуровой и владимиром дубровским. маша троекурова была гармоничной личностью. рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на природе, она была кроткой чуткой и мечтательной. отца своего марья кирилловна любила, но друга и советчика в нем не нашла. кирилла петрович хоть и «любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. уверенный в ее привязанности, никогда не мог добиться ее доверительности» . когда в поместье к троекуровым явился молодой учитель для сводного брата маши и время от времени стал давать уроки музыки и ей, то вскоре девушка нашла в нем героя своего романа. машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно – его храбрость. она почувствовала в молодом человеке родственную душу. узнав вскоре, что учитель дефордж - -это не кто иной, как дубровский, известный разбойник, которого давно уже разыскивает полиция, маша хоть и испугалась, но не отреклась от него. узнав о мысли отца выдать её замуж за нелюбимого, но богатого человека, маша решилась на побег с дубровским. но судьбе было угодно отнять у нее этот шанс быть с любимым: побег не удался. владимир дубровский передо мной предстаёт молодым, уверенным в себе и в своём будущем дворянином. «он позволяет себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себя рано или поздно богатую невесте, мечту бедной молодости» . владимир дубровский был настоящим сыном своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. узнав о причине болезни андрея гавриловича, о том, как обошёлся с ним троекуров, молодой дубровский собрался мстить. сносить обиды- не в его правилах. устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, которые из-за денег лишились человеческих качеств. дубровскому присуще чувство товарищества. поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. о благородстве и доброте дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. дубровский- сильный, смелый, бесстрашный. но он робкий и сдержанный при встречах с любимой девушкой- машей троекуровой. обман и любовь для него- не совместимы. поэтому и признаётся владимир маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. всё дело в морали, и чувстве долга, ответственности на которых выросли маша и владимир. честь и долг для них дороже любви. в этом достоинство главной героини и привлекательность владимира дубровского. что касается лично меня, то я бы предпочла любовь! и сожалею маше и владимиру подробнее - на -