ответ:
как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на москву-реку, на кулачный бой… м. лермонтов
“песня про… купца калашникова” переносит нас в глубокую старину, в xvi век – эпоху ивана грозного. на москве-реке оцепили место в 25 сажень “для охотницкого бою, одиночного”. “удалые бойцы московские” собирались “разгуляться для праздника, потешиться”. приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками.
кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому бог простит, – приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги. и никто не знал, что начинается необычный бой.
степан парамонович калашников решил биться с царским опричником кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду-матушку.
опозорил семью нашу честную злой опричник царский кирибеевич; а такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому,
говорит степан парамонович младшим братьям. степан калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода.
а родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью темною,
заявляет калашников своему сопернику. на стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. и кирибеевич признает его правоту, еще до поединка.
на глазах у грозного царя калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его “вольной волею”, зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь.
присутствие царя на поединке придает поступку калашникова особое значение. купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. на глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом.
и потому живет в памяти народной его поступок, могила его “промеж трех дорог” не забыта людьми:
и проходят мимо люди добрые: пройдет стар человек – перекрестится, пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку…
объяснение:
Групповую беседу, то есть полилог? Не вопрос, ловите:
Учительница: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока - "Жизнь дана на добрые дела". Кто как понимает это выражение? Кто хочет сказать? Ваня?
Ученик 1: Можно я? Мне кажется, что это означает, что человек должен посвятить свою жизнь добрым делам. Ну, людям благотворительность там...
Ученик 2: Ну да, всем а самому жить когда?
Учительница: Дима, не нужно перебивать. Хочешь что-то добавить - подними руку. Вот, теперь говори. Ты не согласен с Ваней, правильно я поняла?
Ученик 2: Не во всем. Человек, конечно, может другим, и это правильно. Но всю свою жизнь этому посвящать, я думаю, неправильно. В первую очередь надо своей семье жене, детям, родителям. А уже потом остальным.
Учительница: Хорошо, я поняла. Кто еще хочет высказаться? Аня?
Ученик 3: Я согласна и с Ваней, и с Димой. Свои, конечно, на первом месте, но другим людям нужно обязательно. Если каждый будет сам по себе, то трудно будет всем. А вот если все вместе, то можно многого достичь!
Учительница: Хорошо, Аня, молодец. Кто еще? Яна?
Ученик 4: Только нужно разумно тоже разной бывает. Если человек привыкнет только получать, то потом сам ничего делать не захочет. Так и будет ждать, что кто-то ему
Ученик 5: Так это одно, а все на блюдечке приносить - другое.
Учительница: Молодцы, ребята за урок. Домашнее задание на доске, запишите в дневники.
Кульминация - второй побег
Развязка - Жилин оказывается в своей крепости