На грузинском языке слово «мцыри» обозначает «неслужащий монах», нечто вроде послушника. Но «послушник» от слова «послушание», то есть человек должен быть послушным, беспрекословно подчиняться монастырским правилам и законам. А Мцыри — персонаж поэмы Лермонтова — с детства их отвергал. Ребенком он попал в плен, а затем в монастырь, но мальчик не принимал ни пищи, ни сочувствия от чужих людей. Для Мцыри монастырь — это неволя, тюрьма «с сумрачными стенами», с «кельями душными». Остаться тут жить и «изречь монашеский обет» — значит отказаться от свободы, обречь себя на одиночество. Монастырское существование не приносит юноше радости, он всегда был «томим неясною тоской по стороне своей родной». Попав на свободу, он как будто упивается ощущением воли, ему радостны буря, лес, весь этот мир, полный тревог и опасностей. Даже барс, с которым ему пришлось сразиться, для него не враг, а достойный соперник. Ведь именно благодаря могучему барсу Мцыри понял, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Всего три дня дышал он воздухом свободы, но именно эти три дня оказались настоящей жизнью, за которую можно отдать все — и «рай, и вечность». Он убежден в этом, поэтому и говорит старику: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил...» Три блаженные дня вольности дали юноше больше счастья, чем все годы его пребывания в монастыре. И, потеряв свою свободу, поняв, что заблудился в лесу и больше никогда ему не суждено взглянуть на родные берега, вдохнуть воздух своего отечества, он впервые в жизни заплакал. Мцыри потерял последнюю надежду, перед ним как будто выросла стена безысходности, он считает, что сама судьба посмеялась над ним. Для чего же жить? Разве это жизнь в монастырских застенках? Мцыри такой жизни не хочет, для него лучше смерть. Мцыри не хочет жить в смирении и бессилии, для него свобода — это счастье, свет, победа, а раз этого нет, то смерть сладостнее жизни. Хотя судьба Мцыри трагична, все же образ его рождает гордость за человека, который стремится к освобождению и высокое счастье свободы не желает променять на золотую клетку неволи.
Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова.Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то кажется, что оба главных героя одинаковы. Александр Сергеевич добавляет контрастность в их образы постепенно, что в итоге ярче всего проявляется в трагической кульминации произведения. Онегин и Ленский – представители видных и старых дворянских родов. Их растили как и всех обеспеченных детей того времени вдали от русской духовности и культуры, которая сохранилась в деревне. Результат зарубежного воспитания и влияния мог бы сделать этих молодых людей такими же легкомысленными и пустыми, как их ровесники. Оба юноши много времени проводят на балах, но не получают от них удовольствия, обсуждают хорошеньких девушек, но не могут влюбиться, развлекаются, но сердца их остаются пустыми. При этом их жизнь течёт в никуда, не имея никакой цели. Но отличие главных героев от остальных молодых дворян в том, что их не устраивает такое положение вещей. В один день словно проснувшись ото сна они хотят бросить вызов размеренной дворянской жизни. Причиной тому стала скука и разочарованность в однообразии будней типичного молодого представителя богатого сословия. Сравнивая то, как герои оттолкнули от себя привычный образ жизни, Пушкин делает первые штрихи в образы юношей.Ленский кажется застенчивым человеком, который вынужден много времени проводить в свете из-за своего положения, но не получает от этого удовольствия. При этом он словно расцветает рядом с тем кто разделяет его увлечения. Ленский – начинающий поэт, он всей душой любит искусство, говорит о нём восторженно и почитает мэтров литературы и философии.Онегин кажется натурой увлекающейся и быстро охладевающей к новым увлечениям. Он познал за свою недолгую молодую жизнь многое, в результате настолько ей пресытился, что потерял интерес к самому своему существованию и начал хандрить. В Онегине постепенно проступают зачатки нигилизма, во многом он даже схож с Базаровым. Он циничен, высокомерен, презирает людей с мещанскими интересами.Когда юноши встретились в деревне, то оказалось, что их роднит не только неприятие традиционного образа жизни дворянина. Как и город, глубинка точно так же полна примитивными и самовлюбленными богачами-помещиками. Ленский презирает их за низменность и отдалённость от искусства, а Онегин за душевную пустоту.В деревне Ленский освоился быстро. Как истинный поэт и творческая личность он любит красоту природы и тонко её чувствует. Его друг не разделяет восторга, деревня кажется ему такой же скучной как и город. Незаурядность Онегина – его проклятье. В любом обществе он не сможет найти себе места. И больше всего от этого страдает сам Евгений.