Почему Мастер не заслужил Света. На некоторые из причин, по которым Мастер «не заслужил света», в разное время обращали внимание Л. Яновская, В. Лакшин, М. Чудакова, Н. Утехин, О. Запальская, В. Котельников и другие исследователи, предлагая ответы чаще этического, религиозно-этического плана. В последнее время трактовка этой проблемы стала шире, вот основные из тех концепций, которые предлагаются исследователями: Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы: - христианским канонам («зона героев романа»); - философской концепции мира в романе («зона автора»); - жанровой природе романа («зона жанра»); - эстетическим реалиям ХХ века («зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа»). Прежде всего обратимся к причинам религиозно-этическим, христианским. Они находятся в «зоне героев», вытекают из романных судеб героев, как если бы те жили «сами по себе», по своей воле, а не по авторской. И такой подход самый распространенный. С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом оставался слишком земным. Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала. Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь — Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен: Данте в «Божественной комедии» тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил в Ад или в Чистилище. Во втором круге Дантова Ада — Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее от законного супруга, и несчастные Франческа да Римини и Паоло, «погубленные жаждой наслаждений», и многие, многие другие. Этот и подобные сюжеты в различных их вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Ситуация в романе, по сути, повторяет библейскую: Мастер также «оглядывается» на свое Но Булгаков распорядился судьбой своего героя иначе: он если и не оправдывает Мастера полностью, дистанцируясь от него, то, безусловно, сочувствует ему. По христианским представлениям истинный верующий, жаждущий должен отказаться от всего земного, тем более его не должна тяготить земная грешная любовь. Земные узы родства христианство ставит ниже уз духовных. См. Евангелие от Луки (8:19–21): Иисус говорил с народом, когда «пришла к нему матерь и братья его, и не смогли подойти к нему по причине народа. И дали знать ему: Мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: Матерь моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» [7,21]. Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам. Мастер отказывается от угаданной им в его романе истины, он признается: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него» [5,300]. Сожжение романа — это своего рода самоубийство, — творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд — повелитель теней, а «тень» романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству.
Каждый день я провожу в компании со свои котом по имени Василий. Мне нравится ласково называть его Васькой. ТАк больше нравится. Я ему рассказываю все свои мысли и переживания, но он в ответ только мяукает, прыгает на колени и начинает громко мурчать. Интересно,о чем же он в этот момент думает? Мне кажется, что Васька думает о смысле жизни.Вот утром, я ухожу в школу, родители на работу и остается он один - в доме хозяин. Проверит все комнаты, все углы и шкафы, убедится в их сохранности и невредимости и лежит,на подоконнике шерстку на солнышке греет. И думается , дааа, не плохо бы и молочка попить. Или лучше будет Вн ту вот ворону съесть. Большо уж раскаркалась, уснуть не дает. И приходим мы домой , а он ждет нас, и думает, пришла хозяяяйка,кормить,отблагодарить, все спать, от ночных кошмаров защищать.
Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки увидеть им глубину содержания, народную мудрость мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную деятельность и поисково- исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду
вот смотри
"Будет и мука, и вода, и всеобщее ". и др.)11. Смысл названия.- Почему же сказка о Фильке и коне называется "Теплый хлеб"?а) Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу.Индивидуальное задание. Приложение 3.Много пословиц и поговорок посвящено хлебу. В них также отразилась любовь и уважение к нему.Хлеб - всему голова.Хлеб да вода - крестьянская еда.Хлеб сердце человеку укрепит.Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.Хлеба нет - и друзей не бывало.Хлеба нет - и корочки в честь.Хлеб хлебу брат.- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?б) - В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"? Что может быть теплым? (теплая ладонь, солнце, одеяло, взгляд, слова, хлеб)- Какие значения имеет слово "теплый" ? (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)в) - Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)Хлеб примирил Фильку и коня.8. Итог.- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).а )Беседа о рисунках учащихся.Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.б) Заключительное слово учителя.Евгений Евтушенко писал:Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить" человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе как Фильке ребята.Домашнее задание.Письменно ответить на вопрос (по выбору):1) Добрые советы сказки (Чему учит сказка).2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?
Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы:
- христианским канонам («зона героев романа»);
- философской концепции мира в романе («зона автора»);
- жанровой природе романа («зона жанра»);
- эстетическим реалиям ХХ века («зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа»).
Прежде всего обратимся к причинам религиозно-этическим, христианским. Они находятся в «зоне героев», вытекают из романных судеб героев, как если бы те жили «сами по себе», по своей воле, а не по авторской. И такой подход самый распространенный.
С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом оставался слишком земным. Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала. Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь — Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен: Данте в «Божественной комедии» тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил в Ад или в Чистилище. Во втором круге Дантова Ада — Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее от законного супруга, и несчастные Франческа да Римини и Паоло, «погубленные жаждой наслаждений», и многие, многие другие. Этот и подобные сюжеты в различных их вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Ситуация в романе, по сути, повторяет библейскую: Мастер также «оглядывается» на свое Но Булгаков распорядился судьбой своего героя иначе: он если и не оправдывает Мастера полностью, дистанцируясь от него, то, безусловно, сочувствует ему.
По христианским представлениям истинный верующий, жаждущий должен отказаться от всего земного, тем более его не должна тяготить земная грешная любовь. Земные узы родства христианство ставит ниже уз духовных. См. Евангелие от Луки (8:19–21): Иисус говорил с народом, когда «пришла к нему матерь и братья его, и не смогли подойти к нему по причине народа. И дали знать ему: Мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: Матерь моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» [7,21].
Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам. Мастер отказывается от угаданной им в его романе истины, он признается:
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него» [5,300].
Сожжение романа — это своего рода самоубийство, — творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд — повелитель теней, а «тень» романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству.