«Слово о полку Игореве» по праву считается одним из ценнейших памятников древнерусской литературы. Гениальное произведение появилось на свет несколько веков назад, еще в 1187 году. Как раз после того страшного периода, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Примечательно, что автор «Слова…» до сих пор неизвестен. Вот уже на протяжении многих лет ученые делают различные предположения, основанные на тщательном исследовании текста произведения. Кстати, нельзя абсолютно точно сказать, к какому жанру относится «Слово…». Предположительно, это лиро-эпическое произведение – историческая поэма.
По своему собственному опыту и по своим наблюдениям знаю – школьники «Слово о полку Игореве» читать не любят. Не все, но основная часть точно. Пугает в первую очередь язык – много незнакомых, устаревших слов, непонимание которых существенно влияет на понимание смысла. Однако, если не полениться и узнать значение каждого слова, чтение, несомненно, станет легче, да и интереснее. Ведь если вдуматься, «Слово о полку Игореве» написано необыкновенно поэтическим языком со свойственным ему художественным своеобразием и утонченностью слога. Более того, автор затрагивает ряд проблем, которые сегодня особенно актуальны. Это и проблема патриотизма как чувства великого и необходимого, и тонкая взаимосвязь человека и природы, и мысль о чистой, необычайно верной женской любви, которая творить чудеса. Главная идея произведения – призыв к объединению русских земель – не устарела и по сей день. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси, несомненно, заслуживает внимания современных читателей.
Левша бескорыстен и неподкупен. Он отказывается от выгодных предложений англичан, по достоинству оценивших талант русского мастерового, его душа рвется на родину, ведь он узнал важный «секрет», который нужно донести аж до самого государя.
Но как встречает родина одного из самых умелых своих мастеров? Если английского шкипера ждет теплая постель и услужливый доктор, то Левшу, не имеющего нужного «тугамента», — полицейский участок и побои, в результате которых народный умелец погибает. Но даже перед смертью не забывает он о пользе, которую может принести своей отчизне, раскрыв тщательно оберегаемый английский «секрет»: нельзя ружья изнутри кирпичом чистить! Действительно, в то время этот факт имел место. Делалось это для того, чтобы стволы внутри были блестящие, не учитывая того, что при этом стиралась нарезка, влияющая на качество стрельбы. И это ли не суть нашей жизни — для внешнего лоска уничтожить то, что действительно нужно и важно. Из-за формальности — отсутствия документа погиб один из талантливейших мастеров России, как гибли тысячи непризнанных родным отечеством простых мужиков — умельцев своего дела. А истинную суть русского мастерового заметил лишь англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Образ Левши показан писателем как собирательный образ всего русского народа. Лесков стремится открыть нам, что духовная ценность человека заключается в его связи с родной землей, национальными традициями, природой отчего края, то есть всего того, что зовется Родиной.